Главная » Статьи » Мои статьи

АНУРКИН И ПЕТРОВ. 19 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ БРИГАДА

РамСпас поиск. Возвращение

АНУРКИН И ПЕТРОВ. 19 ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ БРИГАДА


Из Книги памяти Московской обл., т. 22 –I:



Из Книги памяти Москвы, т.2:


Сведений в Книгах памяти нет:

Петров Владимир Иванович, 1904 г.р., уроженец г.Раменское


На сайте «Бессмертный полк» информацию об Александре Ануркине выложил его внучатый племянник, к сожалению, никаких сведений о себе он не оставил. Вот его запись:

«Старший брат моего деда по материнской линии. Родился в 1921 году в Москве, жил в Сокольническом районе. 24 мая 1940 года Сокольническим РВК призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Службу проходил в г. Свободном (тогда Хабаровский край), предположительно, в в/ч 47055 - 1 отдельный бронепоезд - либо в одной из железнодорожных бригад, дислоцировавшихся там же. К 22 июня 1941 года дослужился до звания ефрейтора, имел значки "ГТО" 2 степени и "Ворошиловский стрелок" 1 разряда. В 19 отдельную железнодорожную бригаду, с марта 1941 года дислоцировавшуюся на Западной Украине, был направлен, предположительно, после ранения и госпиталя. Помощник командира взвода 44 отдельного восстановительного железнодорожного батальона 19 отдельной железнодорожной бригады 47 армии 1 Украинского фронта. 

27 марта 1944 года, в ходе технической разведки линии железнодорожного участка станция Голубочек Великий - село Бяла в направлении на Тернополь погиб с пятью однополчанами из своего отделения. Похоронен в братской могиле в селе Плотыча Плотычского района Тернопольской области.

Сведений о награждениях не имею, но веду активный поиск».

Скорее всего, сведения о довоенном пути Ануркина хранятся в семье, поэтому и есть информация о месте его службы до войны. Сразу оговорюсь, сведения на сайте «Бессмертный полк» выложены с примечанием «предположительно», а это говорит о том, что поиски подтверждений были, но результаты получены только косвенные. С большим уважением отношусь к людям, которые ищут, которые восстанавливают историю своей семьи. Поэтому и хочу в судьбе погибшего ст. сержанта разобраться вместе с его внучатым племянником.

Дальний Восток на протяжении всей войны с Германией был одним из источников пополнения Действующей армии. Моряки Тихоокеанского флота, бойцы сухопутных частей направлялись на фронт для формирования и пополнения морских и стрелковых дивизий и бригад, железнодорожники – в железнодорожные части. С таким пополнением, скорее всего, и попал в 19-ю железнодорожную бригаду Александр Ануркин. Возможно, не сразу, раз в семье есть сведения о его ранении.

До июня 41-го были полки, на базе которых с началом войны разворачивались железнодорожные бригады. После присоединения к СССР по договоренности с Германией западных территорий, для строительства оборонительных сооружений на новом рубеже подразделения железнодорожных полков направлялись туда, ведь в Европе была узкоколейка, и ее нужно было «прошивать» под стандарты СССР, кроме этого приходилось прокладывать новые пути к строящимся укрепрайонам.


С началом войны основной кадровый состав этих полков оказался на границе, поэтому формирование бригад было проведено с нарушением всех сроков (3 – 10 дней по плану). Отмобилизование проводилось в пунктах дислокации полков, а не по месту их пребывания, поэтому 19-я железнодорожная бригада потратила на отмобилизование 24 суток, и только после этого убыла на фронт (из книги группы авторов «Железнодорожные войска России»). При этом допускаю, что кадровый состав, который находился на западной границе, начал действовать сразу же с началом войны, и такие сведения есть.


Какие же задачи выполняли военные железнодорожники? Если кратко, то восстановление поврежденных путей и строительство новых, а при отступлении и их разрушение. Значение железнодорожных перевозок в войне огромно, ведь это самый быстрый способ переброски войск и доставки пополнения в действующую армию. Бывший гитлеровский полковник Г. Теске, в статье «Военное значение транспорта» писал: «Русское командование постоянно опиралось на железные дороги при отступлении в обороне и наступлении, благодаря чему русские часто проявляли поразительное мастерство, быстро перебрасывали крупные боевые соединения на самые ответственные участки фронта».


Сами немцы поначалу в расчете на молниеносную победу не уделяли внимания своим железнодорожным войскам, лишь увеличив перед войной с СССР дорожную сеть Польши. Но, несмотря на успешное продвижение вперед, немцы несли неожиданные для них значительные потери, да и темп наступления был далек от планового. Кроме этого, советские железнодорожники при отступлении выводили из строя и железнодорожное полотно, и стрелки, и мосты, и связь.

Обеспечивать потребность наступающих немецких частей только автотранспортом не удавалось, т.к. он просто за ними не успевал. Были и другие препятствия. На захваченных территориях немцы не успевали перешивать колею на немецкий стандарт, а значит, создавались перегрузочные пункты в местах перехода с немецкой колеи на русскую. Вместо положенных 3-х часов в таких пунктах эшелоны простаивали от 12 до 80 часов, в результате чего потребность фронта обеспечивалась менее чем наполовину. Вот какое значение имел железнодорожный транспорт.


Советские железнодорожные войска были на более высоком уровне, поэтому смогли обеспечить  вывоз и целых заводов, и массы беженцев из прифронтовой полосы, и доставку войск и материальных запасов на фронт. При этом доставалось им, что называется, «по полной». Если в начале войны в основном немцы стремились уничтожать узловые станции, то под Сталинградом, например, старались разрушать железнодорожное полотно на всем его протяжении. Устранение этих разрушений на большой протяженности путей требовало больше времени, а пока они все не были устранены – эшелоны стояли.


Под Сталинградом 19-я железнодорожная бригада строила обход станции Таловая с 7 по 12 декабря 1942 года. Рабочий день продолжался 18–20 часов, строители выполняли нормы на 114%, и пропускная способность линии увеличилась вдвое.




К началу Курской битвы 19-я бригада входила в состав Управления военно-восстановительных и заградительных работ №3 (УВВР №3) под командованием генерала П.А.Кабанова. Для переброски войск с 15 июня 1943 на УВВР №3 было возложено строительство новой линии. Возглавил строительство командир 19-й бригады полковник А.Н.Ткачев. Проектирование линии велось параллельно со строительством. С началом наступления немцев на Курской дуге, на некоторых участках работы стали вести круглосуточно. Темп строительства составил 3 км путей в сутки – это самый высокий темп за всю войну. За две недели до контрнаступления на белгородско-харьковском направлении на три дня раньше срока по линии пошли эшелоны.  


Отступая, немцы делали то же, что и наши железнодорожники в 1941-42гг. – подрывали пути, мосты, депо и другие железнодорожные сооружения. Применяя путеразрушитель «крюк», приводили в негодное состояние деревянные шпалы. Теперь уже нашим железнодорожникам приходилось все это восстанавливать, и большое значение здесь имела техническая разведка.

К людям, которые отбирались в техразведку, предъявлялись серьезные требования. Разведчик должен был быть хорошо подготовлен тактически, быть смелым и решительным, умело владеть оружием, уметь вести бой с мелкими группами противника. Знание минноподрывного дела было обязательным для каждого разведчика. Он должен был отыскивать мины, знать их свойства, уметь обезвредить или уничтожить обнаруженные мины.


Особое значение для разведчика имела его техническая грамотность. Он должен был знать не только свою основную специальность, но и разбираться в вопросах смежных профессий. Например, разведчик из группы пути должен был знать искусственные сооружения, связь, водоснабжение, локомотивное хозяйство. Это было необходимо потому, чтобы он был готов заменить разведчика другой специальности, вышедшего из строя, что случалось нередко. При больших объемах работы была необходимость расчленения группы, тогда разведчику приходилось работать по смежной специальности. Кроме того, разведчик должен был уметь управлять мотоциклом, автомашиной и другими транспортными средствами, использовать все виды связи, обладать элементарными знаниями языка той страны, на территории которой ему приходилось работать.

Александр Ануркин был одним из них.


Согласно приказа фюрера №11 от 8.03.44 об организации «укрепленных пунктов» («крепостей») с отвечающими за них своей головой комендантами, первой такой крепостью должен был стать Тернополь. Немецкий гарнизон из города не ушел, и 23 марта 1944 наши войска отрезали его от основных сил.


27 марта на техническую разведку ж.д. линии на участке ст. Голубочек Великий (укр.- Глубочок Великий) - ст.Белая (укр. – Бiла) была направлена группа 44-го восстановительного ж.д. батальона 19-й бригады. Разведчики не единожды оказывались впереди наших окопов. Так случилось и в тот раз. Либо они нарвались на засаду немцев, либо немцы их обнаружили и вступили в бой, но в схватке погибли пом. ком взвода ст. сержант Ануркин и командиры отделений ст. сержанты Докукин и Выскворко. Видно удар немцев был стремительным, и  тела разведчиков не смогли вынести к своим. Они остались на поле боя в районе ст. Белая - это окраина Тернополя. Это сведения из донесения о безвозвратных потерях 1-го Украинского фронта по 19-й железнодорожной бригаде. Впоследствии тела павших или были отбиты (разведчики делали все, чтобы вынести и похоронить тела товарищей), или были найдены и захоронены в ходе последовавшего наступления на город. 


Из донесения: отец Александра, Ануркин Петр Иванович, жил: «гор. Москва, Ленинская ж.д., ст. Ильинская, Прудовой тупик, Ухтомская ул., д.10».


Сейчас на могильной плите братского кладбища в с.Плотыча, чуть севернее Тернополя, выбито:  «Ануркин О.П.». Это не ошибка, по-украински «Александр» пишется как «Олександр».


В этой же бригаде воевал и прошел тот же боевой путь еще один раменец – красноармеец Петров Владимир Иванович 1904 г.р., линейный надсмотрщик 19-го отдельного батальона восстановления ж.д. связи 19-й железнодорожной бригады. К сожалению, его могилу уже не найти никогда. 25 марта 1944 он погиб при налете немецкой авиации на эшелон. Что могло остаться от человека, при попадании бомбы в теплушку, или если она взорвалась рядом с ним?


Согласно донесению о безвозвратных потерях, он числится пропавшим без вести в 20 км от ст. Ровно. Если смотреть с востока на запад, то это участок железной дороги южнее Ровно в районе станций Оженин или Молодежное. 


Его жена или мать (в донесении не указано), Петрова Ольга Сергевна, жила в г.Раменское, 1-я Пролетарская ул., д.3. 


Ищите своих близких!

Копии архивных документов находятся в МУ РамСпас. Тел. 8-496-46-50-330 Горбачев Александр Васильевич.

 

Использованы материалы:

http://www.obd-memorial.ru/html/index.html

http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome

http://moypolk.ru/soldiers/anurkin-aleksandr-petrovich

http://militera.lib.ru/h/zheleznodorozhnye_voyska_rossii/25.html

http://edu.dvgups.ru/MetDoc/VOENKA/GDV/voina1.htm

https://reibert.info/threads/zheleznye-dorogi-sssr-i-tretego-rejxa-v-period-vov.330030/

http://pomnite-nas.ru/mshow.php?s_OID=7009

http://www.onb.kursk.ru/our-booke/bitva/doc/03.html

http://referatyk.com/voennaya_kafedra_grajdanskaya_oborona/1904-rol_jeleznodorojnyih_voysk_v_velikoy_otechestvennoy_voyne.html?pn=3

http://militera.lib.ru/h/zheleznodorozhnye_voyska_rossii/23.html

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ALEXANDRGORBACHEV (25.03.2015)
Просмотров: 1239 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1  
Здравствуйте, 
Мой дядя, Мустафин Беккожа,1906г.р.путеец, служил в том же 44 ождб 19 ождбр  пропал без вести предположительно в августе 1942 года.
 С уважением Серик Мустафин
mspsm@mail.ru

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]