Главная » Статьи » Мои статьи

САПЕР МОЗОЛЕВ ИЗ НОВОГО СЕЛА

РамСпас поиск. Розвращение

САПЕР МОЗОЛЕВ ИЗ НОВОГО СЕЛА


Из Книги памяти Московской обл., т.22-I:


Ситуация, которая в Книге памяти повторяется довольно часто – точного места захоронения нет. Могу предположить, что связано это с тем, что польские названия зачастую писали с ошибками, а если даже правильно, прочитать их было довольно сложно. Но у погибшего солдата должна быть могила! Тем более, что сведения о его гибели есть.


Из донесения о безвозвратных потерях 40-й инженерно-саперной Владимир-Волынской бригады: Мозолев Петр Васильевич, гвардии красноармеец, сапер. 1914 г.р., уроженец Нового Села Раменского р-на Московской обл. Призван Раменским РВК Московской обл. 25.12.1942г. Убит 13.09.1944г. от артобстрела противника. Похоронен: с-восточн. Окраина с.Мозенов Краснинского уезда Люблинского воеводства. Мать, Мозолева Татьяна Степановна, жила в Новом Селе на Прозоровской ул, д.22. Упоминание такой улицы в Новом Селе я не нашел, она есть в Кратово. Да и сама станция Кратово до войны называлась «Прозоровская». 




Но старожилы Нового Села знают об этом лучше.

К донесению приложена схема с точным местом расположения могилы. 


В ней были похоронены гв. ст. лейтенант Сафаров и гв. красноармеец Мозолев. Сафаров погиб на следующий день после Мозолева при форсировании Вислы. Он был командиром взвода 22-го гвардейского инженерно-саперного батальона 40-й инженерно-саперной бригады. Возможно, даже был командиром взвода, где служил  Петр.

Они оба были награждены одним приказом по бригаде от 28.08.1944 №13/н. Сафаров - орденом Красной Звезды, Мозолев - медалью «За отвагу».


Из наградного листа: Мозолев Петр Васильевич, красноармеец, сапер 22-го гвардейского инженерно-саперного батальона 40-й инженерно-саперной Владимир-Волынской бригады 3 гв. Армии. 1914 г.р., участник боев с 1943г. Ранений не имеет, ранее не награждался. В Красной Армии с 25.12.1942г. Призван Раменским РВК Московской обл.

Краткое описание подвига: «Тов. Мозолев отличился отвагой и мужеством при постройке моста через р.Висла в р-не сев. устья Сан. В течение трех ночей под артиллерийским огнем противника участвовал в строительстве моста. Лично руководил командой по забивке свай и укладкой настила, нормы выполнял на 150%. Несмотря на сильный огонь противника тов. Мозолев ни на минуту не прекращал работу по строительству, находясь все ночи в воде. Благодаря личной настойчивости и мужеству в срок выполнил задание, чем обеспечил общий успех.

Тов. Мозолев достоин награждения правительственной наградой медаль «За отвагу».

Наградной лист 24 августа подписал командир батальона гв. майор Карпов.

В тот же день был подписан и наградной лист Сафарова.


Награждались они за строительство одного моста. В описании подвига у Сафарова о нем более подробно. Мост строился с 18 по 21 августа по ночам. За это время взвод построил двадцать погонных метров 30-тонного моста. Его необходимость была обусловлена срочной потребностью в переброске войск на захваченный на противоположном берегу плацдарм. Кстати, ширина Вислы в тех местах около 250 метров, а глубина 2 метра.


Это был заключительный этап Львовско-Сандомирской наступательной операции, длившейся с 13 июля по 29 августа 44-го. 3-я гв. армия 1-го Украинского фронта вышла к Висле 29 июля в 20 км севернее Сандомира. Ей была поставлена задача с ходу форсировать реку и взять Сандомир. На некоторых участках армия захватила три плацдарма на противоположном берегу севернее и южнее Аннополя, но удержать их не удалось, в том числе и из-за слабой организации переправ. Южнее Сандомира плацдарм удалось не только захватить, но и расширить.


Всего за период боев с 14 июля по 31 августа 1944 года инженерно-саперные части фронта построили и восстановили 452 моста общей протяженностью 13 531 м.

В книге «Записки командующего фронтом 1943–1945» маршал И. С. Конев писал: «...Работа наших саперов, особенно по организации обеспечения переправ, была самоотверженной. Следует сказать, что при устройстве переправ инженерные войска несли немалые потери. Особенно велики они были во время боев на сандомирском плацдарме в 3-й гвардейской армии». Одной из этих потерь стал сапер Петр Мозолев из Нового Села.


И в донесении (Мозенов), и на схеме захоронения (Мазан) название деревни, где он был похоронен, записано с ошибкой. Правильное название – Мазанов (Мазанув). Она находится в 35 км севернее Сандомира и в 5 км от Вислы. 


Сейчас воинских захоронений в Мазанове нет, после войны они были перенесены на мемориал советским воинам в Казимеж Дольны – это в 35 км севернее Мазанова. 


Там похоронены 8676 павших советских воинов, известны имена только 570 человек. Фамилий Мозолева и Сафарова в списке нет, они среди 8106 неизвестных.




Рассказывая о судьбе солдата, наверное, недостаточно сказать о войсковой операции, в которой он участвовал и погиб. Ведь важно и то, какой была война именно для этого человека. Не знаю, приходилось ли Мозолеву заниматься разминированием, но Сафаров был награжден в том числе и за эту боевую работу.

В приказах задачи инженерно-саперным частям ставились так: «…Саперам – сделать для пехоты и танков переправы, проходы в минных полях и заграждениях, помогать пехоте и танкам в преодолении препятствий, быстро обнаруживать и обезвреживать вражеские мины, особенно на дорогах; бить врага вместе с пехотой.» Да, и как пехоте воевать. Часто саперам самим приходилось отбивать атаки рвущихся к переправам и мостам немцев.

Но раз Петр Мозолев был награжден за строительство моста – расскажу о мостах. Этим занимались не только инженерно-саперные батальоны, но и военно-дорожные. О том, как строили мосты и переправы, вспоминал инженер 32-го военно-строительного батальона Пьяных А.Н.:

- В Вашем распоряжении были понтоны?

-Понтонные переправы наводили сами стрелковые части, в их составе были понтоны. Но понтонная переправа - это только для того, чтобы только проскочить на тот берег. Потом понтоны-то у нас были легкого типа, деревянные были понтоны. Они называются ДМП - деревянный мостовой парк. Маленький. Ну, он пропустит пехоту, легкие пушки противотанковые. А чтобы воевать против немца на той стороне, у которого там танки и тяжелая артиллерия нужно тяжелое вооружение. Значит нужно срочно наводить переправу, чтобы можно было танки пропускать, тяжелую артиллерию гнать туда, расширять плацдарм.


- Сколько тонн должен был выдерживать строящийся Вами мост?

- Норматив 60 тонн.

- Потери большие?

- Как только переправа - прилично. По-разному, конечно. В зависимости от того, как хорошо нас прикрывала авиация и наша артиллерия. Если хорошо перекрывала, если немцы на этом участке не очень-то могли сосредоточить огневые средства, потерь почти не было.

- Что значит высоководные или низководные мосты?

- Высоководный мост вот чем отличается. Он ставится выше уровня паводковых вод, и он строится с защитой пропуска паводковой воды и ледохода под мостом. А для того, чтобы лед не срезал опоры, впереди по ходу ставится ледорез. То есть если он уж режет, то путь-то он срежет ледорез, а опора моста не будет срезана. Перед каждой речной опорой ставится ледорез. Такой же ширины как сама опора, опора делается вот такой двойной, она не одинарная. Большие мосты двухрядные опоры, значит два ряда свай и на них ставится насадка. Если большая льдина, может срезать этот ледорез, но она уже и сама ослабнет и не срежет опору. Забивали сваи, на них насадки, а на насадки пойдут фермы. Мы их сразу надвигали, поскольку готовили заранее. Сразу натаскиваем с помощью тягачей, машин и сразу ставится и получается вот такой ферменный мост.




А низководный ставят так, что он чуть-чуть над водой идет. Насадки и прогоны. А по прогонам поперечины и настил. Вот и все, чем отличается низководный мост…

- А что при наведении моста является наиболее сложным моментом?

- Бойка свай. Она трудоемкая - одно. Потом на голом месте. Если бьет с артиллерии немец, как правило, он бьет по живой силе на картечь. А мы все на воде, на виду, мы же не защищены.

- А как били? Была специальная машина?

- У нас были дизельмолоты. Наша задача - поставил сваю и на нее поставил дизельмолот. Он что из себя представляет: труба, в нее вставляется свая, потом ударная часть шток и двигатель, который работает, так же как и дизель. Один раз только надо поднять ударную часть и дальше она бьет сама, этот стакан сидит на свае, надо только периодически дернуть впрыск, если когда застопорилось что-то.


Сваи затачивались заранее. На переправу готовые привозили. Ее на плаву доставляют, сразу ставят, на растяжках придерживают, чтобы она вертикально была, чтобы при первом ударе она вошла немножко. Как только она вошла немножко в дно - все дальше ее дизельмолот гонит, гонит, гонит. А когда надо высоководный мост строить, то приходится наращивать сваи. Надо нарастить первую сваю, схватить хомутами и на болты. Война, говорят, это то же самое производство, но только производство опасное. Тем она и отличается.

Ветеран Чубаров В.В. о подготовке к строительству моста: «…была поставлена конкретная задача: навести переправу в срок не более четырех часов. Такой срок обеспечивал своевременный ввод в бой тяжелой техники для развития прорыва, осуществленного пехотой вглубь обороны немцев. Было ясно, что наведение переправы в столь короткий срок потребует тщательной подготовки. По принятому решению все элементы моста (рамы, прогоны, настил) должны быть заготовлены заранее. Для этого взвод разведки … в течение 2-3-х ночей на нейтральной реке, не привлекая внимания противника, сумел снять точный профиль речного дна, что и дало необходимые сведения для заготовки элементов моста.


Вслед за этим весь состав батальона и ряда других подразделений бригады, разбитый на расчеты, приступил к тренировкам, многократно репетируя сборку моста на земле. Каждый член расчета знал свои обязанности с точностью до каждого движения. Предусмотрена была и замена любого члена расчета в случае его выхода из строя. Заменяющие саперы также тренировались вместе с основными расчетами». Каждый мост – это новое инженерное решение и его реализация в кратчайшие сроки. Так работали инженерно-саперные батальоны.

Когда я собирал материал о саперах, в новостях показали сюжет по теме. Нередкая ситуация – часть моста размыл паводок, и в течение нескольких лет жители деревни оторваны от мира. Старики пешком идут к мосту, кое-как перебираются через него, и только тогда могут подойти к автобусу. Это стыд! Перед ветеранами, которые возводили мосты для прохода целых дивизий и армий в срок от нескольких часов до трех дней. Они могли делать это под бомбежками и артобстрелами, по ночам, как наш земляк Петр Мозолев. Их мосты служили людям после войны долгие годы. Так может вспомнить старый лозунг «Армия – для народа»? И пусть саперы тренируются на реальных мостах и переправах? Военные умеют делать это быстро и надежно, тем более, если их министр - Шойгу.

Ищите своих близких!

Копии архивных документов находятся в МУ РамСпас. Тел. 8-496-46-50-330 Горбачев Александр Васильевич.

Все материалы по поиску без вести павших на сайте http://gorbachovav.my1.ru/

 

Использованы материалы:

http://www.obd-memorial.ru/html/index.html

http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome

https://pamyat-naroda.ru/

http://militera.lib.ru/memo/russian/galitsky_ip/09.html

http://army.armor.kiev.ua/engenear/ingener_2.shtml

http://library.by/portalus/modules/warcraft/special/remember.ru/others/pianykh/pianykh_r.htm

http://www.world-war.ru/v-43-armii-1-go-pribaltijskogo-fronta/

http://www.polskaniezwykla.pl/web/place/gallery,3,21686.html

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ALEXANDRGORBACHEV (21.06.2016)
Просмотров: 207 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]