Главная » Статьи » Мои статьи

ЗИМИН ИЗ ШИЛОВО. ФРИДРИХСХАФЕН

РамСпас поиск. Возвращение

ЗИМИН ИЗ ШИЛОВО. ФРИДРИХСХАФЕН


Из Книги памяти Московской обл., т.22-I:


Как это часто бывало, при установлении точного места захоронения солдата выяснилось, что его судьба была совсем другой. Он не погиб в 41-м, он погиб в 44-м в плену.

Из персональной карты пленного:

Зимин Василий Федорович, 28.12.1921 г.рождения, персональный номер пленного «65743». Родился в д.Шилово, девичья фамилия матери Чуркина. Солдат, служил в «81/46 с/ч», специальность – шофер. В плен попал под Волковыском 29.06.1941, при пленении раненым не был. Рост 168 см, брюнет, особых примет не имел. Родственники жили по адресу: «Московская обл., Ленинская Жел. Дорога, ст. Раменская, п/о Ивановское, д.Шилово».


В Красной Армии не было частей с такой нумерацией, как записано в карте пленного. «81/46 с/ч» - это, скорее всего, 8146 строевая часть, хотя правильнее сказать «войсковая часть». К сожалению, в справочниках такой части нет, поэтому сведения о ней пришлось искать среди архивных документов.

Так, в списках освобожденных из плена есть мл. воентехник Бояршынов, инструктор автодела в/ч 8146, попавший в плен 2.07.41 под Минском. Хотя истинного наименования этой войсковой части нет, но уже появляется специальность – автодело, и место пленения – Минск. Значит, такая часть действительно воевала в первые дни войны на белорусском направлении. А инструктор автодела мог быть или в учебной части, или в крупной автомобильной части.

В другом списке есть ряд. Нуштаев, который в той же части служил шофером, а в плен попал 1.07.41 под Белостоком. И еще один список. В нем запись о военнопленном М.Петренко. Даты и места его пленения нет, но вот запись «8146 авто/полк» говорит о том, что войсковая часть с условным номером 8146 – это автомобильный полк.

Белосток, Волковыск и Минск – это одна ось наступления немцев, а значит, именно там и пролегал боевой путь полка Василия Зимина. На начало войны в Западном Особом военном округе было всего три автотранспортных полка. Они дислоцировались в Минской области, 15-й и 32-й - в Старых Дорогах, а 30-й в Борисове. На их вооружении было 509 машин ЗИС-5 и 1765 ГАЗ-АА, всего 2274 машины. С началом войны их задачей была переброска резервных дивизий к местам боевых действий.  


Из плана действий войск в прикрытии на территории Западного Особого военного округа: «…3. Для перевозки людей, лошадей и обоза в распоряжение командира 24-й стр. дивизии выделяется 30-й автотранспортный полк в составе 240 машин ЗИС-5 и 625 машин ГАЗ-АА; в распоряжение командира 100-й стр. дивизии - 15-й и 32-й автотранспортные полки в составе 269 машин ЗИС-5 и 1140 машин ГАЗ-АА.




Машины прибывают в пункты дислокации частей, указанных дивизий к 20.00 М-1, оборудованные для людских и конских перевозок».

Был ли этот план выполнен? 24-я дивизия дислоцировалась в районе Молодечно, а 100-я в Минске. В соответствии с Директивой Генерального Штаба 1941 года №503859/сс/ов 24-я дивизия на 5-й день войны должна была начать прибывать в Гродно, однако уже 25 июня вступила в бой в районе Лиды. Удерживала этот рубеж до 29.06.1941, была окружена, из окружения вышла к середине июля. Именно в день окружения дивизии Зимин попал в плен. Но вот был ли его полк задействован для переброски дивизии в район Лиды? Неизвестно.

Неизвестно также, какие задачи в первые дни войны выполняли и другие полки. 100-й дивизии переброска к границе не потребовалась, война сама пришла к Минску. С 26 июня дивизия отражала танковые атаки немцев уже в районе Минска, контратаковала, отходила. 


С началом войны автотранспорта для переброски войск, обеспечения их продуктами, боеприпасами, горючим, для вывоза раненых и доставки в части пополнения явно не хватало. Кроме этого, тыловые базы, расположенные в приграничных районах были либо сожжены и уничтожены немецкой авиацией, либо немцами захвачены. Для обеспечения потребности ведущих бои войск могли быть задействованы и автотранспортные полки. К сожалению, точно установить, где и как мог оказаться Василий Зимин в первые дни войны, уже невозможно. Не вызывает сомнений одно, в плен он попал в белостокском или минском котле. 


Его машина могла быть разбита, у нее просто мог закончиться бензин. Тогда водители просто вливались в ряды отступающей пехоты, воевали как пехота, под ударами немцев разделялись на мелкие группы. Эти группы, не очень представляя где находятся, прятались по лесам, пробирались на восток, погибали в стычках с немцами, попадали в плен, оставались партизанить. Василий Зимин попал в плен.


Меньше чем через месяц, уже 25 июля, он был насильственно привит от оспы и тифа, а значит, в лагерь военнопленных в Германии он прибыл в районе двадцатых чисел. На его карте пленного стоит штамп лагеря Stalag 326 и персональный номер «5236», которые исправлены на Stalag VC и номер «65743». Можно предположить, что через 326-й лагерь он прошел транзитом, но персональный номер ему присвоили, а в следующем лагере изменили.


В лагере Stalag VC Оффенбург (Offenburg), Германия, что в 20 км юго-восточнее Страсбурга, он пробыл до 16 февраля 1943. Никаких отметок о направлении его в рабочие команды в этот период нет. 9 февраля 1943 он направляется в рабочие команды 67010, 67003 Friedrichshafen-Allmannsweiler близ Фридрихсхафена, которые относились к лагерю Stalag VВ Виллинген-Швеннинген (Villingen), в связи с чем Зимин в этот лагерь и был переведен.


До апреля 1944 там же в Фридрихсхафене он несколько раз переводился в разные подразделения команды 67003, дважды лечился в лазарете, возвращался в лагерь, и снова направлялся в рабочую команду. 

Узник того же лагеря Темкин М.В., работавший в Фридрихсхафене, вспоминал: «Привезли нас в концентрационный лагерь «Фридрихсхафен». Это уже был мой третий концлагерь.

«Фридрихсхафен» — небольшой концлагерь, который находился в одноименном городе нацистской Германии. С десяток маленьких деревянных бараков, по 50-60 человек в бараке. Территория огорожена несколькими рядами колючей проволоки, по которой проходит ток высокого напряжения. Недалеко от лагеря, метров в двухстах, находился военный завод, на котором мы работали. Во время работы за нами наблюдали эсэсовцы, они охраняли нас и следили, чтобы все хорошо работали; заходили в туалет и выгоняли оттуда заключенных, не давая там им задерживаться.


На заводе работало много гражданских немцев. Некоторые тайком давали нам сливу, грушу или кусочек хлеба, сигарету.

Я здесь работал подсобным рабочим — таскал доски, железо, ножовкой резал трубы.

Очень часто союзные войска бомбили завод. Когда объявлялась воздушная тревога днем, нас приводили на это время в лагерь.

После бомбежки возвращались на завод. Если тревога объявлялась ночью, нас заставляли ложиться в траншеи, где было проложено отопление. В траншеях нечем было дышать, и мы еле живыми выходили оттуда, когда тревога заканчивалась.


Однажды ночью налетело очень много самолетов, бомбили город и заводы, мы были в бараках — спали. Бомбили и наш завод, но так как лагерь находился с ним рядом, бомбы попадали не в завод, а в лагерь. Было сброшено много зажигательных и две фугасные бомбы. От зажигательных бомб загорелись бараки. Заключенные начали метаться по всему лагерю, а эсэсовцы с овчарками бегали вокруг ограждения. Все бараки и кухня сгорели полностью, но проволочное ограждение не было повреждено. Много погибло в ту ночь заключенных, но это эсэсовцев не беспокоило; проволока была цела, никто не убежал, а это — главное.

На следующий день нас перевели в другой лагерь, который находился от города Фридрихсхафен километрах в тридцати-сорока. На работу ежедневно нас водили во Фридрихсхафен на прежний завод.

Поднимали нас в три часа ночи, строили и пешком вели километров семь к поезду. Охрана была усиленная, большое количество эсэсовцев с овчарками. Всю дорогу эсэсовцы били заключенных прикладами. Тех, кто оступался — били, а того, кто на шаг случайно выходил из строя — хватали овчарки. Поезд стоит всего несколько минут. За это время заключенные должны успеть сесть в вагоны. Эсэсовцы избивают всех прикладами, собаки хватают за ноги, одежду. Минут 30-40 едем поездом, потом выгружаемся, снова строимся и идем пешком еще километров семь. На завод приходим ровно к восьми и приступаем к работе.


В пять вечера работа заканчивается, и та же процедура в точности повторяется в обратном направлении. В десять часов вечера, наконец, возвращаемся в лагерь. Падаем, как мертвые, получаем ужин и тут же ложимся спать.

В три часа ночи снова подъем, строимся и — в путь, на работу.

И так каждый день. Такие мучения выдержать было невозможно.

В одну из ночей снова налетели самолеты, бомбили город. Нас заперли и не выпускали из бараков. На окна и на двери навели пулеметы.


Бомбили всю ночь. Мы ждали с нетерпением, чтобы разбомбили наш лагерь. Бомбы ложились везде, а лагерь оставался невредим.

К утру, бомбежка закончилась. Весь город Фридрихсхафен разбомбили, в том числе и завод, где мы работали».

В один из таких авианалетов 4 апреля 1944 под бомбами погиб Василий Зимин. Возможно, это был описанный Темкиным налет, когда под бомбежку попали бараки лагеря. В карте пленного есть запись, что он был похоронен на кладбище Фридрихсхафена в могиле №963. Сейчас на кладбище есть участок захоронения советских военнопленных, но Зимина в списках нет. Может быть, после бомбежки просто нечего было хоронить.






В 18 лет Василий Зимин ушел служить в Красную Армию, в 19 попал в плен, а в 22 года погиб в плену от бомб союзников.

Ищите своих близких!

Копии архивных документов находятся в МУ РамСпас. Тел. 8-496-46-50-330 Горбачев Александр Васильевич.

Все материалы по поиску без вести павших на сайте http://gorbachovav.my1.ru/

 

Использованы материалы:

http://www.obd-memorial.ru/html/index.html

http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome

http://www.sgvavia.ru/forum/128-1246-1

http://bdsa.ru/documents/html/donesiune41/41061822.html

http://www.warmech.ru/1941war/w-front/wfere3.html

http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=62826.new;topicseen#new

http://www.turizm.ru/germany/friedrichshafen/places/muzej_dirizhablej/

http://militera.lib.ru/memo/russian/tyomkin_mv01/text.html


Категория: Мои статьи | Добавил: ALEXANDRGORBACHEV (18.07.2015)
Просмотров: 500 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]