Главная » Статьи » Мои статьи

АРКТИЧЕСКИЙ КОНВОЙ QP-13

РамСпас поиск. Возвращение.

АРКТИЧЕСКИЙ КОНВОЙ QP-13

Валов Сергей Алексеевич, родился в д. Дергаево Раменского р-на в 1912 г. В 1934 г. был призван на Балтийский флот, прошел обучение в учебном отряде и закончил службу младшим командиром. С началом войны в 1941 был призван на Северный флот и служил в Беломорской военной флотилии на пароходе "Родина" командиром отделения комендоров, т.е. артиллеристов палубных орудий.


В документах о потерях, видимо по старинке, он продолжает числиться младшим командиром, хотя уже с 1935г. на флоте были введены звания младшего командного состава «отделенный командир» и «старшина», а с 30.11.40 – «старшина 2 и 1 статьи», «главный старшина». Впрочем, воинские звания, это отдельная тема.


Хотя в Книге памяти Московской обл. (т.22-I) воинское звание Валова ошибочно указано «мл. сержант», т.е. звание, принятое в армии, а не на флоте. Это могло бы послужить причиной серьезной ошибки при установлении его военной судьбы, т.к. согласно Книге памяти Валов «погиб в бою 05.07.1942», а значит, как можно предположить исходя из звания, на суше. Нет. Военная судьба Сергея Валова – северные (арктические) конвои на пароходе «Родина». 

Северные конвои – это и героическая и трагическая судьба многих тысяч военных и гражданских моряков стран антигитлеровской коалиции, в т.ч. СССР.

Во второй половине 1941г. достигнутыми соглашениями между СССР, Великобританией и США о совместных действиях в войне против Германии было положено начало взаимным военным поставкам. Осуществлялись эти поставки морскими судами, сформированными в конвои.


Первый такой конвой пришел в Архангельск 31 августа 1941 г. До конца 1942 г. конвои в Россию носили литер PQ по инициалам офицера оперативного управления британского адмиралтейства P.Q. Edwards, ведавшего проводкой конвоев в СССР. Причем караваны, идущие из в СССР именовались PQ, а обратно - QP. Впоследствии литер был изменен на JW и RA.

Поначалу, несмотря на то, что суда шли в зоне досягаемости вражеских подлодок и надводных кораблей, авиабаз на территории Норвегии в течение 7 – 9 суток, противник не предпринимал активных действий по препятствованию прохода конвоев в расчете на быстрое окончание войны. Однако после разгрома под Москвой и провала «блицкрига» атаки на конвои активизировались. В декабре 1941 г. Гитлер потребовал переброски в Норвегию всех линейных кораблей для защиты Норвегии и атак на арктические конвои.

Какой ценой караваны судов прорывались в наши северные порты, описал в своей книге «Реквием каравану PQ-17» известный писатель Валентин Пикуль. Многие видели фильм, поставленный по этой книге.

Караван PQ-17 – это самая трагическая страница северных поставок, но не обошла беда и караван QP-13. Они двигались одновременно, навстречу друг другу.

QP-13 состоял из 35 судов и следовал под командованием коммодора Гейла с эскортом из 5 эсминцев, 4 корветов, 2 минных тральщиков и 2 траулеров. Конвой был обнаружен немецкой авиацией 2 июля, но он вошел в полосу густого тумана и налета избежал. Хотя скорее это произошло из-за того, что в это время противник всеми силами атаковал PQ-17.

Прибыв к северо-восточной оконечности Исландии, конвой QP-13 разделился. 16 судов, включая судно коммодора, с частью эскорта направились в залив Лох-Ю (Шотландия), остальные - в Рейкьявик (Исландия). Командиром исландской части конвоя стал капитан Хисс с «Американ Робин», а старшим офицером эскорта (сопровождения) коммандер Кубисон, следовавший на тральщике «Найгер». Из-за плохой облачной погоды в первые же дни возникли проблемы с определением своего местоположения по звездам. В результате прокладка велась с ошибками. Фактически точное положение конвоя его командование не знало. На некоторых судах были радары, но они в то время еще не были надежными. Когда же конвой подошел к берегу, погода совершенно испортилась. С северо-востока подул сильный, порывистый ветер, полил дождь, и видимость снизилась до мили.

В 20.00 4 июля старший офицер эскорта Кубисон решил уйти вперед, чтобы увидеть землю и определиться с дальнейшим маршрутом. Через два часа из-за плохой видимости он ошибочно принял за землю айсберг. Решив, что находится у северной оконечности Исландии, Кубисон приказал конвою ложиться на западный курс и привел суда прямо на британское минное поле, о котором капитан Хисс даже не подозревал. В 10.40 5 июля «Найгер» налетел на мину. Коммандер Кубисон поздно понял, что завел суда слишком далеко на север, и поспешно передал приказ Хиссу срочно менять курс. Суда повернули на юго-восток, а «Найгер» затонул, унеся с собой экипаж. Погиб и коммандер Кубисон. В течение короткого промежутка времени еще 4 судна подорвались на минах и затонули, а 2 получили серьезные повреждения. Одним из погибших судов был советский пароход «Родина», на котором среди пассажиров находились жены и дети советских дипломатов, работавших в Лондоне.

На помощь пришел французский корвет «Розелис», траулеры «Леди Мадлен» и «Святой Элстен». В течение шести с половиной часов, пренебрегая собственной безопасностью и рискуя каждую минуту взлететь на воздух, союзники ходили по минному полю и подбирали пострадавших. Всего на борт было поднято 211 человек, но некоторые из них позже умерли от переохлаждения.

Помощником капитана на «Родине» был Б.П. Конюхов, он пережил трагическую гибель четырех судов, на которых служил. Первым из них был пароход «Родина».

Конюхов и описал последние минуты судна, а значит и жизни нашего земляка Сергея Валова. После взрыва в огромную пробоину хлынула вода, сильный шторм в считанные минуты ускорил гибель судна. Спущенные на воду шлюпки тут же были перевернуты огромными волнами. Среди погибших оказался и капитан судна Кубасов. Люди оказались в ледяной воде. Оставшиеся в живых моряки держались за куски дерева и плавающие мешки с асбестом. На счастье, обессиленных от холода людей довольно быстро подобрал подошедший к месту разыгравшейся трагедии корабль охранения. Сергея Валова среди них не было.

В Советский Союз моряки с «Родины» возвращались на пароходе «Сталинград», следовавшем в составе конвоя PQ-18. Но и это судно 13-го сентября 1942 года северо-западнее о-ва Медвежий было торпедировано немецкой подводной лодкой «U-589» и затонуло через 4 мин. Людей из воды спасали конвойные тральщики. Из 87 человек 21 погиб, в том числе 5 пассажиров.

А «Родина» и сейчас лежит на глубине у северо-западного побережья Исландии. Где-то там нашел упокоение и наш земляк, моряк Северного флота Сергей Валов.

Потомки чтят погибших и оставшихся в живых участников конвоев. В июле 2005 в Рейкьявике под патронатом президента Исландии проходила международная военно-историческая конференция «Арктические конвои: дорога жизни через Атлантику». В ней приняли активное участие посольства России, Великобритании, Соединенных Штатов Америки, Канады, Норвегии и Дании. Идея проведения конференции принадлежит ветеранам Санкт-Петербургской региональной общественной организации «Полярный конвой».

Ветеранами конвоев затрагивался в т.ч. вопрос неточности документов по QP-13. Так, например, выяснилось, что по условиям военного времени с добравшихся до земли  моряков взяли подписку о неразглашении информации о навигационной ошибке, ставшей причиной выхода на свое (британское) минное поле.

Закончилась конференция возложением венков на мемориальном кладбище Рейкьявика к ногам бронзовой женщины, машущей платком уходящим в море мужчинам. И тем кто вернётся, и тем кому не судьба…

Памятники павшим участниках "северных конвоев"установлены также в Мурманске и в 2009 году на Оркнейских островах близ северного побережья Шотландии.

МУРМАНСК



РЕЙКЬЯВИК




ОРКНЕЙСКИЕ ОСТРОВА


 Копии найденных документов находятся в МУ РамСпас. Тел. 46-50-330 Горбачев Александр Васильевич.

Категория: Мои статьи | Добавил: gorbachov (23.07.2011)
Просмотров: 2213 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3 karel  
Тема на форуме "Полярной почты":

http://www.polarpost.ru/forum/viewtopic.php?f=59&t=4475

1 Gunnikafari  
i have found qp13 convoy and i have about 3 hours of full hd video of two of the wrecks i wish to find someone interested in making a documentary about this tragic event.
i am also interested to know more about Rodina passengers and also what cargo she had
please get in touch with me if anyone has any information

я нашел qp13 конвой, и у меня около 3 часов полного HD-видео двух затонувших судов я хочу найти кого-то заинтересован в том, документальный фильм об этом трагическом событии.
Я также заинтересован, чтобы узнать больше о пассажирах Родина, а также, какой груз она
пожалуйста, свяжитесь со мной, если у кого есть любая информация

надеюсь, что это хороший перевод, я использовал Google Translate

2 gorbachov  
Вашу информацию и координаты я передал специалисту по истории флота Константину Борисовичу Стрельбицкому.
Рекомендую также посмотреть форум поисковых движений и разместить на нем информацию, там могут быть те, кто занимается именно этой темой
http://forum.patriotcenter.ru/

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]