Главная » Статьи » Мои статьи

ИХ БРАТСКАЯ МОГИЛА – МОРЕ

РамСпас поиск. Возвращение.

ИХ БРАТСКАЯ МОГИЛА – МОРЕ

В РамСпас пришло сообщение: «Сделал для Вас выборку данных по Раменскому району МО из моей Компьютерной базы данных «Алфавитный список подводников Российского и Советского Военно-Морского Флота, погибших в 1904–2008 годах» (К.Б. Стрельбицкий, Московский Клуб истории флота, Москва.)». В списке 10 моряков-подводников, уроженцев района и призванных с его территории. Мы стали собирать информацию. Двое из них погибли в 1939 и 1940 гг. Причем погибли именно на тех двух лодках (Щ-424 и Д-1), которые за все довоенное время потерял Северный флот. Было бы справедливым рассказать о их судьбе, т.к. долгое время сведения были засекречены. В Книге памяти сведений о них нет.


Летом 1939 г. на Север прибыла подводная лодка Щ-424, т.к. уже тогда отношения с Финляндией резко обострились и война витала в воздухе. 20 октября 1939 г. она отправилась в море для смены на боевом дежурстве другой подлодки. Командовал кораблем капитан-лейтенант К.М.Шуйский, подменивший заболевшего штатного командира.

Волна достигала 5 баллов, из-за снежных зарядов видимость ухудшалась до 1 кабельтова (185 метров). В районе мыса Летинского и произошла трагедия. Навстречу лодке с моря двигался караван судов, головным в котором шел траулер «Рыбец». На подлодке заметили встречные суда, но то, что произошло далее, разумного объяснения не находит. По мере сближения ни военморы, ни рыбаки не предприняли никаких мер, чтобы предотвратить столкновение. Наконец К. М. Шуйский в соответствии с правилами судовождения решил разойтись с караваном левыми бортами.

Практически одновременно с началом поворота лодки капитан траулера А.П.Дружинин отдал команду - «лево на борт!». Расстояние между ними сократилось настолько, что ситуация вышла из-под контроля и траулер протаранил лодку. Командир лодки находился на мостике.

Далее, по документам следствия, в центральном отсеке лодки началась паника. Шуйский отдал приказ продуть балласт, но экипаж его не выполнил. Более того, находившиеся в центральном отсеке не только не задраили переборочную дверь, через которую вода из поврежденного четвертого отсека поступала в центральный, но и самовольно покинули отсек и бросились на мостик. И опять же - не задраив на этот раз нижний рубочный люк. Причем оказавшись наверху, никто даже не доложил командиру о пробоине! Вода хлынула внутрь лодки и она затонула в течение 2 минут с большей частью экипажа.

В акте следственной комиссии сказано, что находившийся на мостике командный состав лодки даже не пытался принять меры к спасению экипажа и удержанию лодки на плаву. Позже они были подняты из воды живыми.

Можно ли было спасти лодку? Специалисты оценивают однозначно - можно. Достаточно было объявить аварийную тревогу и продуть балласт. Второе - продувание соляра из балластной цистерны, что дало бы лодке 25 тонн плавучести. Шанс сохранить корабль оставался, даже если бы задраили рубочный люк.

Но панике поддались не все. В корпусе оставались еще 32 моряка. Несмотря на то, что они оказались предоставленными сами себе, а по сути - брошенными, эти подводники пытались бороться за живучесть корабля. Они погибли, так и не покинув своих постов.

Погиб и краснофлотец Воротков Фёдор Иванович, моторист, 1917 г.р., уроженец Липецкой области, призван в 1938 г. Раменским РВК.

Шуйскому и Дружинину было предъявлено обвинение в... «умышленном потоплении подлодки» и потому приговор гласил: расстрел! Но за Шуйского вступились именитые подводники и расстрел заменили десятилетним заключением в лагере.

Потом началась Великая Отечественная. Флоту катастрофически не хватало опытных офицеров и в ноябре 41-го Шуйского «временно освободили из-под стражи для участия в боевых действиях флота». Остававшийся срок 8 лет ему предстояло отбыть после войны. И только за бой с успешным применением артиллерии подводной лодки против боевых кораблей с него судимость сняли. Впоследствии он командовал лодкой Щ-403, был неоднократно награжден, в т.ч. Орденом Александра Невского и погиб вместе с лодкой осенью 1943 г., полностью искупив, таким образом, свою вину перед погибшими на Щ-424.

По неподтвержденным данным Щ-424 была поднята в 1970 г., но сведений о захоронении моряков на земле найти не удалось.

Второй наш земляк Зенин Виктор Васильевич, 1915 г.р., уроженец с. Раменское, в 1937г. призван Сталинским РВК Москвы. С 13.06.1940 г. старший специалист-моторист на подводной лодке Д-1 «Декабрист», с которой начинались подводные силы Северного флота. В «финскую» она трижды выходила на боевое патрулирование, но контактов с противником не имела.



Утром 13 ноября 1940 года лодка вышла из Полярного для проведения учебной торпедной атаки с подныриванием под корабль-цель. В 13.26. командир субмарины доложил по радио о готовности корабля к выполнению учебной задачи. Это была последняя радиограмма «Декабриста». После того, как субмарина успешно выполнила поставленную задачу, о ней не было никаких вестей. Вечером этого же дня, когда Д-1 в назначенное время не вышла на связь, начались ее поиски. На эсминце «Стремительный» в море вышел командующий флотом А.Г. Головко. По количеству привлеченных сил это была беспрецедентная для Северного флота того времени поисково-спасательная операция.

На следующий день гидросамолет «МБР-2» обнаружил крупные масляные пятна. 15 ноября здесь же кораблями были обнаружены обломки досок от аккумуляторных ящиков и другие предметы, которые специальной экспертной комиссией опознаны как принадлежащие «Декабристу». При тралении района погружения лодки в 15-18 кбт от острова Большой Арский придонный трал тральщика, производящего поиск, оборвался, а металлоискатель показал наличие в этом месте большого количества металла. Еще одна точка, где на дне был обнаружен большой металлический предмет, находилась в 18-20 кбт от береговой черты мыса Выев-Наволок.

26 ноября 1940 года поисковые работы были прекращены.

Возможными причинами гибели «Декабриста» комиссией рассматривались отказ в работе механизмов при погружении, в результате чего лодка оказалась раздавленной на глубине (в месте предполагаемой гибели это 200-300 метров), взрыв снарядов или торпед в результате неправильного их хранения и даже столкновение с неизвестной субмариной. Было отмечено, что «Декабрист» совершенно не был подготовлен к выполнению поставленной учебной задачи, так как имел перерыв в боевой подготовке. Кроме этого подводная лодка вышла на выполнение задачи без 12 человек из экипажа, а 10 человек служили на корабле всего от 3-х дней до полутора месяцев.

Катастрофу пытались сохранить в тайне. Женам кадровых подводников, которые жили на «Большой земле», сначала отсылали телеграмму «Ваш муж болен», а следом еще одну: «Положение очень серьезное. Выезжайте». Родным моряков-срочников видимо стандартное: «Погиб при исполнении…».

После войны об исчезновении североморского "первенца" старались не вспоминать. Вновь заговорили о "Декабристе" только в 1984 году, когда в Заполярье пришло новое спасательное судно "Георгий Титов", имевшее на вооружении обитаемые глубоководные аппараты и телевизионные буксируемые искатели. Но лишь в 1990 году командующий СФ адмирал Феликс Громов решил провести подводный поиск в районе гибели Д-1. Был составлен план проведения операции, назначены силы и средства, определен порядок их действий. Начало было назначено на июнь 1990 года. Но прошел июнь, июль, а информация о проведении поиска Д-1 так и не появилась.

К исчезнувшей подлодке Северный флот вновь вернулся еще через десять лет. Командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов начал подготовительные работы по осмотру предполагаемого района гибели "Декабриста" осенью 2000-го. Но и эти планы перечеркнула катастрофа "Курска".

В январе 2003 года была сделана очередная попытка поиска. Без результата.

Не стали искать "Декабрист" и в год 65-летия его гибели - 2005 г. Выяснилось, что Северный флот опять, как и в первые послевоенные годы, не имеет такой технической возможности. Море осталось братской могилой моряков.

Краснофлотцы Воротков Ф.И. и Зенин В.В. должны быть возвращены в Книгу памяти, в нашу память. Как трагически погибшие на службе Отечеству.

В 2005 г. родственников погибших на ПЛ Д-1 разыскивали члены поискового отряда "Зов" ЗАТО Видяево Мурманской области.



Категория: Мои статьи | Добавил: gorbachov (23.07.2011)
Просмотров: 1912 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]