Главная » Статьи » Мои статьи |
РамСпас поиск. Возвращение. КРАСНОФЛОТЕЦ КРОТОВ. БАЛТИКА Иногда поиск по установлению судьбы погибшего воина приводит к неожиданному повороту. В предыдущих материалах я писал о наших земляках, которые при эвакуации войск с полуострова Ханко оказались на турбоэлектроходе «Иосиф Сталин», подорвавшемся на минах. Корабль лишился носовой части и кормы, дрейфовал, сел на мель и был захвачен немцами. На нем оставалось около 2,5 тыс. наших ожидавших помощи солдат, но она так и не пришла. Установление судьбы еще одного нашего погибшего земляка позволяет вернуться к этой теме, точнее к тому, почему эта помощь не пришла. Краснофлотец Кротов Василий Алексеевич, 1921 г.р., д. Кузнецово. Мать, Кротова Клавдия Васильевна, жила там же, в Кузнецово. Служил стрелком на канонерской лодке «Кама» шхерного отряда Балтийского
флота. Погиб 22.06.1943. Как правило, погибшие моряки не имеют могил. Поэтому
установленные обстоятельства его гибели зачастую единственное, что остается
после моряка. Что же такое канонерская лодка? Это артиллерийский корабль для ведения боевых действий в прибрежных районах морей. «Кама» была построена в Германии в начале 1940 г. как грунтовозная шаланда. 10.07.1941 г. мобилизована и переоборудована в канонерскую лодку. Вооружение «Камы» составляли две 130-мм корабельные пушки, четыре 45-мм зенитных орудия и четыре пулемета. Ей пришлось повоевать. С началом войны совместным артогнем лодки и береговых батарей Выборгского укрепленного сектора были отражены несколько попыток высадки десантов противника в ходе оборонительных боев и отхода войск. После перебазирования Главной базы флота в Кронштадт «Кама» была включена в систему артиллерийской обороны Ленинграда. Осенью 1941 командование Ленинградского фронта предприняло попытку деблокирования окруженного Ораниенбауманского плацдарма. Высадка десантов производилась с бронекатеров, сторожевых катеров и гребных шлюпок. Канлодка «Кама» участвовала в их артиллерийской поддержке. Во второй половине ноября была организована эвакуация войск с о. Гогланд, расположенного в восточной части Финского залива. Там скопилось большое количество людей и грузов, доставленных с Ханко и ханковцев, спасенных с погибших кораблей и транспортов. Для их перевозки были выделены канонерские лодки «Москва», «Кама» и «Волга». Хронология дальнейших событий описана в книге А. Чернышева «1941 год на Балтике: подвиг и трагедия».23 ноября в 17.00 лодки в составе конвоя вышли из Кронштадта на Гогланд, где «Кама» приняла на борт 1120 чел. и доставила их в Кронштадт. Во время второго рейса «Кама» была включена в состав аварийно-спасательного отряда, дислоцированного на Гогланде. Именно этому отряду было поручено снятие людей с напоровшегося на мины «И. Сталина». Причем приказ о направлении спасательных судов для встречи караванов, вышедших с Ханко, командир отряда капитан 2 ранга И.Г. Святов получил 2 декабря в 23.01, т.е. еще до его повреждения. В 4.00 3 декабря эсминец «Свирепый» под флагом Святова снялся с якоря. В 4.10 на нем была перехвачена радиограмма с эсминца «Славный»: «Сталин» подорвался на мине, буксировка невозможна, снимаю людей». Место подрыва указано не было. И Святов, и походный штаб командующего флотом вице-адмирала В.Ф. Трибуца, исходя из возможного продвижения каравана, неправильно определили место подрыва турбоэлектрохода. Было принято решение для спасения людей выйти двумя группами. Первую под командованием Святова возглавил эсминец «Свирепый». Во вторую была включена и канонерская лодка «Кама», на которой осталось всего 15т угля. Этого могло хватить только на переход до Кронштадта. Однако обстановка требовала немедленного выхода и корабль снялся с якоря. В 5.00 1-й отряд в составе эсминца «Свирепый», спасательного судна и буксира сразу же вышел по назначению. Через полчаса буксир был отправлен назад на Гогланд, а эсминец и спасатель продолжали движение. Траление мин проводить было некому. В 7.20 слева по курсу были обнаружены эсминец «Стойкий» и два тральщика, один из которых, Т-207, присоединился к спасателям. Святов получил приказание: «Идти к «И. Сталину», снять людей, а судно утопить». Тральщик повел эсминец и спасатель за тралом. Около 11.00 взрывом мины у тральщика перебило единственную оставшуюся тралящую часть параван-трала (буксируемый подводный аппарат для защиты корабля от якорных контактных мин) и корабли стали на якорь. Только в 13.00 тралы были перегружены с проходящих встречным курсом тральщиков. Сами они идти с отрядом не могли, т.к. уже имели на борту по 600–700 чел., но уточнили место нахождения «И. Сталина». В 15.45 корабли снялись с якоря, дали ход и поставили параваны. Но в 16.30 выяснилось, что на Т-207, неисправно тральное оборудование параван-трала и ставить тралы он не может. Святов решил возвратиться на Гогланд, о чем донес радиограммой. Все это время Т-207 ходил с людьми, загруженными на Ханко. 2-й отряд в составе сторожевика «Коралл» и канлодки «Кама» вышел из бухты Гогланда в 7.20 3 декабря. В 15.00 корабли стали на якорь из-за малого количества угля и повернули назад, так и не дойдя до «И. Сталина». 4 декабря, была предпринята еще одна попытка найти «И. Сталин». В 00.24 на «Свирепом» получили сигнал: «Готовность к походу немедленно». В 00.30 поступил еще один сигнал: «… немедленно следовать к TP «И.Сталин» снять людей, корабль затопить». Затем следовали приказы о выходе, сняться с якоря немедленно. Но только в 4.15, спустя почти 4 часа, «Свирепый» снялся с якоря и отряд вышел с рейда. С эсминцем шли пять тральщиков. На переходе оказалось, что на четырех тральщиках неисправно тральное устройство. Исправление затянулось до 10.30 и только в 11.12 отряд начал движение. Впоследствии из-за взрыва мины получил повреждения один из тральщиков и движение снова приостановилось. В 17.58 отряд все же снялся с якоря, но в 18.25 был получен приказ комфлота возвращаться и корабли легли на обратный курс. Что же произошло? Комфлота вернул отряд Святова потому, что к этому времени воздушная разведка донесла, что видит транспорт, возможно «И.Сталин». Командование флота не предполагало, что турбоэлектроход имеет такую живучесть и после взрывов останется на плаву. Даже крупные транспорты после подрыва на мине тонули в течение нескольких минут. Командующий приказал выслать с Гогланда все торпедные катера, а из Ленинграда авиацию с задачей уничтожить остатки транспорта, а поход отрада Святова отменить. Видимо роковую роль сыграло название судна. Он не должен был достаться врагу. В отчете об операции сказано: «Таким образом, АСО не выполнил возложенных на него задач». Приводилось несколько причин этого: и удаленность места аварии, и неисправность тралового оборудования, и погода, и недостаток топлива. Возможно. Но есть еще одна причина. Командир спасательного отряда Святов просто не проявил решимости в выполнении этой задачи. Наверное это главное. А торпедные катера, вышедшие с Гогланда для уничтожения «И. Сталина», из-за обледенения до него не дошли и вернулись обратно. Да и авиация корабль не бомбила. Может не захотели убивать своих, ведь знали, что на корабле осталось много людей. Вот так судьба могла свести раменчан, защитников Балтики. Но не свела. В 22.00 8 декабря последние корабли, в том числе и «Кама» покинули Гогланд. В июле 1942 г. «Кама» принимала участие в неудачной высадке десанта на о. Соммерс, где практически вышла из строя из-за технических неисправностей орудий и рулевогое управления. Ее даже приходилось таскать на буксире. Всего же в этих боях погибли семь торпедных катеров и малый охотник. Но для Василия Кратова последний день наступил 22 июня 1943. Вот как он описан в книге М. Зефирова и др. авторов «Цель – корабли. Противостояние Люфтваффе и советского Балтийского флота». «22 июня 1943г. на Балтике стоял жаркий солнечный день. В небе не было ни одного облачка, и свободные от службы солдаты и матросы купались на импровизированных пляжах. Летчики и зенитчики загорали около своей боевой техники. (…) Около 15.30 по московскому времени радиолокационные станции Ленинградской армии ПВО обнаружили групповую цель, двигавшуюся на город. (…) Двадцать восемь Ju-87D, шесть FW-190A и двадцать Bf-109G прошли на высоте 4000–4500 метров вдоль берега залива, потом, резко развернувшись, зашли со стороны солнца на Лавансаари. Основной удар наносился по канонерской лодке «Кама», стоявшей в бухте Норре-Копелахт. (…) Ее командир капитан 3-го ранга С. П. Дегтев своевременно приказал объявить тревогу, и зенитчики открыли огонь по приближающимся самолетам. Одновременно канонерка дала ход и начала маневрировать на рейде. Однако это не помешало немцам. «Штуки» одна за другой переходили в пике и неслись на бухту. В 16.07 фугасная бомба попала прямо в середину корабля. В результате «Кама» получила сильные повреждения, среди команды имелось много убитых и раненых. Тем не менее сразу же началась борьба за живучесть, и, как это часто бывало, моряки могли бы спасти канонерку, выбросившись на мель. Но вскоре в нее попала вторая бомба. Это решило судьбу «Камы», и она затонула на глубине 19 метров». В донесении о безвозвратных потерях о гибели Василия Кратова сказано: «Вел себя мужественно и до последней минуты работал у своих механизмов». Раменчане достойно погибали на той войне. По имеющимся сведениям 2.12.43 с п/о Ханко на «И. Сталин» был загружен 2 батальон 219 полка 8 отдельной стрелковой бригады. В списке боевых потерь полка найдены еще два наших земляка. Они числятся погибшими в морском бою в Финском заливе 3.12.41. Но какой бой могли вести стрелки-пехотинцы на море? Это день подрыва корабля на минах. Красноармеец Евсеев Александр Михайлович, 1915 г.р., в донесении д. Дергач (Дергаево?). Красноармеец Данилов Сергей Михайлович, 1916 г.р., в донесении д. Хомино (Фомино?). Больше никаких сведений о них нет. Копии архивных документов находятся в МУ РамСпас. Тел. 46-50-330 Горбачев Александр Васильевич.
| |
Просмотров: 1861 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||