Главная » Статьи » Мои статьи

Краснофлотец Орехов. Защитники Ханко


РамСпас поиск. Возвращение

ОБОРОНА ХАНКО. ЭВАКУАЦИЯ

Краснофлотец Орехов Михаил Алексеевич, 1920 г.р., г. Раменское



Полуостров Ханко для русских известен со времён Петра I как мыс Гангут.  Именно там 27 июля (7 августа) 1714 года российский флот одержал свою первую морскую победу. В Гангутском сражении  Великой Северной войны русские победили шведов.

 Через 227 лет на полуострове снова лилась кровь теперь уже советских солдат. В течение 164 дней защитники Ханко, полностью отрезанные от "Большой земли", не только отстояли территорию базы, но и провели ряд успешных десантных операций на прилегающих к Ханко островах.

12 марта 1940 года между Финляндией и СССР был подписан Московский мирный договор, завершивший Советско-финскую зимнюю войну 1939—1940 годов. По одному из условий этого договора СССР получил в аренду на 30 лет часть полуострова Ханко (Гангут) и морскую территорию вокруг него, включая ряд примыкающих островов, для создания военно-морской базы.  Жителям Ханко было отведено 10 дней на то, чтобы покинуть город.

В Ханко планировалось базирование крупных надводных кораблей, кораблей охраны, артиллерии, авиационных сил, артиллерии ПВО, пехоты с артиллерией и танками.

К весне 1941 года это был сильный, хорошо вооруженный гарнизон, несмотря на то, что на 22 июня 1941 с базы Ханко на базу Палдиски были выведены большинство торпедных катеров, подлодок и самолетов. К началу боевых действий на базе Ханко оставалось около 30 тысяч  советских военнослужащих. Запасы продовольствия на базе Ханко составляли: муки и крупы – на 8-10 месяцев, мясных продуктов – на две недели, рыбных продуктов – на месяц.

Причем, т.к. полуостров фактически являлся территорией Финляндии, война для гарнизона Ханко началась 25 июня в 02 часа 37 минут, с момента получения сообщения о вступлении Финляндии в войну. К тому времени из базы Ханко морем были вывезены 4,5 тысяч жён и детей командного состава базы.

Боевые действия против защитников полуострова противник начал 26 июня. Сначала артиллерия противника обрушила свой огонь на город Ханко, а десант пытался высадиться на остров Хорсен, но был отбит. База была хорошо укреплена и финны перешли к позиционным боям.

На узком перешейке полуострова Ханко советские войска возвели три линии оборонных укреплений и еще две – в тылу. Финны тоже возвели четыре линии укреплений на перешейке. Поэтому ни те, ни другие не пытались вести активные наступательные действия на самом перешейке.

Зато развернулась ожесточенная борьба за прилегающие к Ханко острова. Обе стороны постоянно высаживали туда небольшие десанты. Некоторые из них многократно переходили из рук в руки. Для десантных действий был создан отряд добровольцев из подразделений базы под командованием капитана Гранина Б.М.  При поддержке береговых батарей и авиации в период с 7 июля по 19 октября ханковцы высадили 13 десантов, которые овладели 19-ю островами.


В донесениях о безвозвратных потерях погибших на п/о Ханко есть краснофлотец Орехов Михаил Алексеевич, уроженец г. Раменское. Есть он и в списках погибших участка станций наблюдения и связи  (СНиС) базы Ханко, есть и в списках отдельного батальона моряков.

В перечне штатных частей и подразделений защищавших Ханко такого батальона нет. Поэтому могу предположить, что именно в этом сформированном из добровольцев-моряков других частей, в т.ч. СНиС, десантном батальоне морской пехоты он и воевал. Погиб 22.11.41 «при переходе в Ленинград». Переход в Ленинград. Звучит просто. А на самом деле это эвакуация. Под бомбежкой, по минным полям и под обстрелом финских батарей и немецких кораблей.

Гарнизон Ханко не сдался, но 28 октября командование флотом приняло решение о его эвакуации для защиты Ленинграда. После сдачи Таллина и Моонзундского архипелага Ханко оказался в глубоком тылу противника. Финны начали снимать свои войска и отправлять на фронт. Дальнейшее сохранение военно-морской базы  было признано бессмысленным.

В эвакуации гарнизона принимали участие 88 кораблей Балтийского флота, 25 из них погибли при переходе. Всего было погружено 27809 человек, из которых в Кронштадт, Ораниенбаум и Ленинград было доставлено 22822 человека.

20 ноября очередной отряд кораблей эвакуации вошел на рейд базы Ханко и вечером приступил к погрузке. 21 ноября погрузка была завершена и в 16.00 корабли вышли из гавани.

Видимость на переходе была очень плохой, да и финские маяки не работали. Отряд сильно растянулся и корабли стали терять друг друга. А к ночи еще и начался снегопад.

Первым подорвался на мине ТЩ-35 «Менжинский». Это был бывший буксирный пароход Беломорско-Онежского речного пароходства, переоборудованный в тральщик. 

Взрыв прозвучал в 3.50 22-го ноября. По донесению командира «Орджоникидзе», в 4 часа тральщик «Менжинский»затонул. По свидетельству очевидцев с «Менжинского» успели спустить шлюпку, на которой спаслись 9 моряков. Тральщиком «Клюз» были спасены  13 членов экипажа «Менжинского» и 31 человек из числа эвакуируемых, а спущенные шлюпки с тральщика «Орджоникидзе» в темноте ни одного человека не нашли. Для 290 человек море стало могилой.

Что такое эвакуация на тральщике? Приведу слова из книги П.И. Капицы «В море погасли огни»: «Их можно сравнить только с лётчиками, сознательно идущими на таран, - говорит он. – И положение лётчика предпочтительней: он может хорошо разглядеть цель и выбирает момент удара. Тральщик же, который волочит за собой трал, идёт своим корпусом на невидимую мину. Удар неожиданный. (…) Корабль подбрасывает и разламывает. Люди сразу попадают в ледяную воду. Они барахтаются, спешат отплыть от тонущего корабля, чтобы не затянуло в воронку. А рядом корабль звучно вбирает в себя воду. Он сопит и чавкает. Страшные это звуки!».

 Следующим подорвался сетевой заградитель «Азимут», шедший в составе головных кораблей каравана. По некоторым сведениям он подорвался на мине в 5:45 того же дня. На нем погибли все – и экипаж, и 288 эвакуируемых. Рядом находился тральщик «Волнорез», который за полчаса до этого ударился о какой-то подводный металлический предмет. В 05:45 с «Волнореза» увидели сильный взрыв по носу «Азимута», однако на помощь не пошли и стали на якорь. Когда рассвело, «Волнорез» снялся с якоря и продолжил путь на восток.

Немного об «Азимуте». Построен он был в 1906 г. как минный транспорт Кронштадтской крепости, официально числился в составе Военного ведомст­ва. После Гражданской войны служил преимущественно гидро­графическим судном. В «Азимут» переименован в 1932 г.

Оба корабля по морским меркам были небольшими и людьми, с учетом команды, были загружены «под завязку». У большинства шансов спастись просто не было, да и в ноябрьской воде долго не продержишься.

Не знаю, на каком из кораблей эвакуировался Михаил Орехов.

В списке погибших 22 ноября при переходе в Ленинград бойцов и командиров отдельного батальона моряков 283 человека. Так что по числу погибших это может быть любой из кораблей. Но вот фраза из книги известного военного историка профессора Андрея Платонова «Трагедии Финского залива» о гибели «Азимута» «…судно… подорвалось на мине, очевидно на заграждении И-7, и затонуло со всем личным составом и перевозимой воинской частью (288 человек)». Возможно речь идет как раз о батальоне моряков. Но это только предположение.

С уверенностью можно говорить лишь о том, что  краснофлотец  Орехов Михаил Алексеевич, защитник Ханко, боец отдельного батальона моряков погиб в период между 3:50 и 5:45 часами 22 ноября 1941г.

Копии архивных документов находятся в МУ РамСпас. Тел. 46-50-330 Горбачев Александр Васильевич.


Письмо Маннергейму от защитников Ханко




Мемориал павшим на Ханко






Погибшие корабли






Категория: Мои статьи | Добавил: gorbachov (20.07.2011)
Просмотров: 2255 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 1
1 Ppetros  
Фанкомбинат №2 и поселок при нем существовали! Между Ст.Руссой и Парфино.СП.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]