Главная » Статьи » Мои статьи |
РамСпас поиск. Возвращение КУЛЬКОВ
ИЗ БОЯРКИНО. ВОЗДУШНЫЙ СТРЕЛОК ШТУРМОВИКА Из Книги памяти Московской обл., т.22-I: Для не знающих военных сокращений: шап - это
штурмовой авиационный полк, а шад - штурмовая авиационная дивизия. Николай Кульков действительно погиб 20 ноября 1943г.
и похоронен в Апостоловском р-не Днепропетровской обл. Точное место в Книге
памяти не указано, но сейчас оно установлено - это д.Михайловка. Что же известно о судьбе Николая Кулькова? Служил в
637-м штурмовом авиационном полку, воевал в качестве воздушного стрелка
штурмовика ИЛ-2. Это был легендарный самолет Великой Отечественной,
предназначенный для штурмовки наземных войск и ведения воздушной разведки. Наши
называли его летающим танком, а немцы бетонным самолетом или чумой. Вооружение:
две пушки 20, 23 или 37-мм, два крыльевых пулемета, авиабомбы (включая
противотанковые) и реактивные снаряды. Для обороны от вражеских истребителей устанавливался
12,7 мм пулемет УБТ. Из этого пулемета и вел бой воздушный стрелок Кульков. 20 ноября 1943 его самолет не вернулся с задания и
экипаж был включен в список потерь, представленный в штаб 1-го штурмового
авиакорпуса: Кульков Николай Алексеевич, красноармеец, воздушный стрелок 637
шап. 1925 г.р., с. Бояркино Бронницкого р-на Московской обл. Призван Бронницким
РВК Московской обл. Невозврат с боевого задания 20.11.1943г. Отец: Кульков
Алексей Яковлевич, Московская обл., Бронницкий р-н, д.Бояркино. Не вернулся с задания, значит сбит или пошел на
вынужденную посадку. Экипаж или погибал, или попадал в плен, или подбирался
своими, если сел или выпрыгнул с парашютом на занятой нами территории. Если
этому были свидетели, то в донесении писали более конкретно с указанием района,
где с самолетом что-то случилось. Здесь - ничего. А значит, свидетелей не было
и самолет, скорее всего, действовал в одиночку. Так какова была цель полета?
Это поможет восстановить детали гибели экипажа. Из доклада о боевых действиях 5-й воздушной армии за
октябрь 1943: «Тактика боевых действий штурмовой авиации в
основном сводилась к действиям небольших групп (6-9 самолетов) под прикрытием
истребителей эшелонированно по времени. При действиях по крупным целям в
отдельных случаях группой 15-20 самолетов. Подход к цели групп производился
1000-1500 метр., переход в атаку с высоты 900-700 метр. При отсутствии сильного
сопротивления с земли группы делали 4-6 заходов. Боевой порядок групп - правый
пеленг или клин пар. В плохих метеоусловиях - штурмовики действовали мелкими
группами (2-4 самолета) с высоты 200-300 метр...» Из отчета о боевых действиях 226 шад за ноябрь 1943: «...Кроме попутной, вели специальную разведку войск
пр-ка и погоды в районе боевых действий частей дивизии с нанесением
бомбардировочно-штурмовых ударов по обнаруженным войскам противника. В отчетном периоде части дивизии кроме попутной
разведки с боевыми вылетами вели специальную разведку войск пр-ка на поле боя,
в глубине обороны и его ближайших тылов. Разведка велась на двух направлениях:
Кировоградское и Криворожское с целью обнаружения подходящих резервов пр-ка
(танки, мотомехчасти, артиллерия), направления их движения и скопление,
установление аэродромов базирования авиации пр-ка. Разведка поля боя и ближайших тылов. Разведка как
правило велась группами в составе постоянно выделенных пар под прикрытием 4
истребителей. При метеоусловиях: высота /облаков/ ниже 400 метров и видимости
до 1 - 1,5 клм разведчики ходили без прикрытия. Иногда при весьма плохих
метеоусловиях разведка производилась одиночными экипажами. Средняя высота ведения разведки при хороших
метеоусловиях 1200 - 800 метров и при плохих метеоусловиях Н= 300 - 50 метров.
Обнаруженные войска пр-ка экипажами разведчиками в большинстве бомбардировались
и штурмовались пулеметно - пушечным огнем с малых высот, а иногда и с
бреющего». Согласно графика числа летных, ограниченно-летных и
нелетных дней за ноябрь 1943 в районе действий 266 шад 20 ноября был
ограниченно-летным днем, т.е. высота облачности около 200 метров и видимость не
больше 2 км. В таких условиях эффективность штурмовки снижается за счет плохой
видимости, а риски быть подбитыми зенитной артиллерией немцев увеличиваются за
счет необходимости действовать на малых высотах. Т.е. исходя из погодных
условий можно предположить, что полет Ил-2 с Кульковым был разведывательным в
одиночку и без прикрытия. Но главный вопрос - где и как погиб экипаж самолета.
И ответ на этот вопрос был найден уже после войны. 22.07.1969 из
Новороссийского горвоенкома в адрес отдела по учету персональных потерь
Советской Армии поступила переписка по уточнению судьбы Кулькова Николая
Алексеевича. В переписке есть сведения и о самом Кулькове со слов отца, и о его
последнем бое со слов очевидцев. Почему Новороссийский военкомат? С приходом немцев в
этот город, на работы в село Михайловку Днепропетровской обл. были угнаны Анна
Филипповна Степина с матерью и сыном 12 лет. Они и стали свидетелями гибели
нашего штурмовика, о чем сообщили командованию части, освободившей село. После
войны Анна Филипповна написала об этом в Управление по учету потерь, но ответ
не получила. Впоследствии случайно увидела по телевидению выступление писателя
Смирнова, который обратился с просьбой писать ему о судьбах солдат. Сергей Сергеевич Смирнов был первым, кто написал о
защитниках Брестской крепости. На протяжении нескольких лет его радио и телепередачи
породили массовое движение по розыску неизвестных героев войны. Он получил
более миллиона писем, одним из которых было письмо о гибели штурмовика в ноябре
1943. И оно имело продолжение. Так был найден отец воздушного стрелка погибшего
Ил-2 сержанта Кулькова. Его отец, Алексей Яковлевич, в то время жил в
д.Бояркино, д.133. Раменскому военкому он сообщил, что сын родился в 1925г. в
Бояркино. До призыва работал в г.Электросталь на заводе «Электросталь»
слесарем-инструментальщиком. Служил в авиации, но где, отец не помнил, а все
документы, включая «похоронку», что сын не вернулся с задания, сгорели при
пожаре дома. Были в переписке и свидетельские показания Степиной
А.Ф., ее матери и сына. Степин Евгений Владимирович, 29.08.69г.: «В ноябре
м-це я с матерью и бабушкой выбирали картофель на убранном картофельном поле.
Была низкая облачность. Во второй половине дня я услышал гул моторов и увидел,
что несколько немецких самолетов атакуют наш самолет «штурмовик», который не
отстреливался и в то же время не мог подняться, чтобы уйти в облака. Как видно,
кончился боекомплект или был убит стрелок-радист. После одной из атак самолет
потерял управление и упал за картофельным полем примерно в 500 метрах от нас. Я и еще несколько ребят моего возраста после взрыва
побежали к самолету. Однако с проходящей неподалеку дороги к самолету подъехала
автомашина с немцами или полицейскими, которые, когда мы подбежали на
расстояние 100-150 метров, разрывали парашют. Немцы к самолету близко не
подходили, как видно, опасаясь взрыва. Затем уехали. Мы подошли к догоравшему
самолету. На месте я увидел обгоревшего стрелка-радиста, который при падении и
взрыве так и остался в кабине и метрах в тридцати от самолета – летчика. Они
оба были мертвы. Под обломками самолета мною был найден обгоревший планшет,
который я спрятал под одежду и принес домой. В планшете оказались: орден Красной Звезды, платочек
с вышивкой, два или три письма и вырезка из газеты, в которой было написано об
экипаже, сделавшем 99 вылетов. Фамилий летчиков я не помню. Указанные документы
были спрятаны моей матерью под порог входной двери и сразу после освобождения
совхоза переданы нашим войскам». Фамилии экипажа помнила мать Евгения, Анна
Филипповна, – Юрий Балабин и Николай Кульков. Она указала их в своем пояснении
и нарисовала схему места падения самолета. Она также рассказала, что экипаж в
тот же день был похоронен на месте гибели. Казалось бы, место гибели и фамилии экипажа
известна. Однако это не так. Достоверно лишь то, что в составе экипажа был
Кульков, а вот Юрий Баланин закончил войну Героем Советского Союза и дослужился
до генерала. Но ведь на месте падения летчик был мертвым. Получается, что в самолете лежал планшет закрепленного за ним летчика, но на боевое задание вылетел другой. Могло ли такое быть? Могло, и такой случай описал в своих воспоминаниях «Продолжение поединка» летчик-ветеран 673-го шап В.В.Щеглов. Когда на аэродроме не оказалось летчика Джинчарадзе, командир полка приказал другому летчику лететь на его самолете. Это не было практикой, но в исключительных случаях могло быть и так. Кроме
этого, согласно статистике дивизии, на одного летчика в ноябре 43-го приходилось 35
самолетовылетов, а на воздушного стрелка 53, т.е стрелков не хватало, и им
приходилось летать с летчиками не своего экипажа. Так кто же этот летчик, погибший с Кульковым? В сводке
боевых потерь частей 266 шад есть запись, что 20.11.1943 в 673 шап 2 самолета
были подбиты зенитной артиллерией и один Ил-2 под номером 8782 не вернулся с
боевого задания. Экипаж самолета - летчик лейтенант Деркачев и воздушный
стрелок Кульков. Значит, вместо Балабина на задание вылетел Деркачев. Не знаю
почему, но в более позднем списке потерь, когда 673 шап был преобразован в
142-й гвардейский шап, в сведениях о Деркачеве записано, что не вернулся с
задания из района Никифоровка Днепропетровской области. Видимо, это был
заданный район разведки. Теперь о найденном в планшете ордене. Скорее всего,
он принадлежал Балабину, у него такой орден был. Деркачев же был награжден
орденами Отечественной войны и Красного Знамени. На момент гибели Кулькова он
еще не был награжден, но представление к награждению уже было направлено в вышестоящий
штаб. Из наградного листа: Кульков Николай Алексеевич,
красноармеец, воздушный стрелок 673 штурмового авиационного полка 266
Полтавской штурмовой авиационной дивизии 1-го штурмового авиационного корпуса
2-го Украинского фронта. 1925 г.рождения. В Красной Армии с декабря 1942г.
Участие в Отечественной войне: с 6.08.43 по 20.10.43 Степной фронт, с 20.10.43
2-й Украинский фронт. Ранений и контузий не имеет, ранее не награждался.
Призван Бронницким РВК Московской обл. Краткое описание подвига: «На фронтах Отечественной
войны тов. Кульков участвует с 6.08.43 по настоящее время. За этот период
времени произвел 79 успешных боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники
противника, из них 25 боевых вылетов на разведку войск противника в экипаже мл.
лейтенанта Балабина. На поле боя ведет себя мужественно и самоотверженно,
служит примером для всех воздушных стрелков полка. 8 раз участвовал в воздушных
боях при нападении истребительной авиации противника, мужественно и
самоотверженно с беззаветной преданностью своей Родине отражал атаки, а сам
благополучно возвращался на свой аэродром. 21.08.43 при выполнении боевого задания группа 6
самолетов Ил-2 была атакована 4 Ме-109 в районе Уды-Коротич. Тов Кульков в этом
бою показал образцы героизма, отбив все атаки противника и благополучно
вернулся на свой аэродром. 23.08.43 при выполнении боевого задания группа 6
самолетов Ил-2 была атакована 4 Ме-109. Тов Кульков не жалея жизни мужественно
отразил неоднократные атаки истребителей противника. 24.08.43 при выполнении боевого задания группа 10
Ил-2 была атакована 2 ФВ-190 и 2 Ме-109 в районе Михайловка. В этом бою тов.
также показал образцы мужества и героизма, сбил 1 Ме-109, который врезался в
землю в районе Михайловка. Своей храбростью тов. Кульков заслужил достойный
авторитет и любовь к нему всего летного состава полка. За проявленный героизм в 79 боевых вылетах
заслуживает награждения орденом Отечественная война 1-й степени». 2 ноября 1943 представление подписал командир полка
майор Матиков, 12 ноября командир 266 шад полковник Родякин, а 22 ноября
командир 1-го штурмового авиакорпуса генерал-лейтенант Рязанов. Приказом по
корпусу от 22.11.43 №033/н красноармеец Кульков Николай Алексеевич был
награжден орденом Отечественной войны 1 степени. Получилось, что посмертно. Парню было 18 лет! 6 августа 43-го он прибыл в полк,
21-го уже отличился при отражении атаки немецких истребителей, 24-го лично сбил
немецкий самолет... Всего через 3 месяца командир полка пишет о высоком
авторитете Кулькова среди летного состава и представляет к ордену, который,
кстати, имел две степени, но его
представляют сразу к первой. Кульков сбил немца у Михайловки. Она же стала и его
могилой. Сейчас он есть в списке похороненных в братской могиле этой деревни,
фамилии летчика нет. Это старший лейтенант Деркачев Петр Владимирович, заместитель
командира авиаэскадритьи, он же штурман. Его жена, Ксения Яковлевна, жила в
с.Залещино Кременчугского р-на Полтавской обл. Узнала ли она, где погиб ее муж? Ищите
своих близких! Копии
архивных документов находятся в МУ РамСпас. Тел. 8-496-46-50-330 Горбачев
Александр Васильевич. Все
материалы по поиску без вести павших на сайте http://gorbachovav.my1.ru/ Использованы материалы: http://www.obd-memorial.ru/html/index.html http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome https://pamyat-naroda.ru/heroes/ https://radio-rhodesia.livejournal.com/905833.html http://airspot.ru/book/file/520/scheglov-v-v-prodolzhenie-poedinka.pdf | |
Просмотров: 728 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |