Главная » Статьи » Мои статьи

КУЛЬКОВ ИЗ БОЯРКИНО. ВОЗДУШНЫЙ СТРЕЛОК ШТУРМОВИКА

РамСпас поиск. Возвращение

КУЛЬКОВ ИЗ БОЯРКИНО. ВОЗДУШНЫЙ СТРЕЛОК ШТУРМОВИКА


Из Книги памяти Московской обл., т.22-I:


Для не знающих военных сокращений: шап - это штурмовой авиационный полк, а шад - штурмовая авиационная дивизия.

Николай Кульков действительно погиб 20 ноября 1943г. и похоронен в Апостоловском р-не Днепропетровской обл. Точное место в Книге памяти не указано, но сейчас оно установлено - это д.Михайловка.

Что же известно о судьбе Николая Кулькова? Служил в 637-м штурмовом авиационном полку, воевал в качестве воздушного стрелка штурмовика ИЛ-2. Это был легендарный самолет Великой Отечественной, предназначенный для штурмовки наземных войск и ведения воздушной разведки. Наши называли его летающим танком, а немцы бетонным самолетом или чумой. Вооружение: две пушки 20, 23 или 37-мм, два крыльевых пулемета, авиабомбы (включая противотанковые) и реактивные снаряды. Для обороны от вражеских истребителей устанавливался 12,7 мм пулемет УБТ. Из этого пулемета и вел бой воздушный стрелок Кульков.


20 ноября 1943 его самолет не вернулся с задания и экипаж был включен в список потерь, представленный в штаб 1-го штурмового авиакорпуса: Кульков Николай Алексеевич, красноармеец, воздушный стрелок 637 шап. 1925 г.р., с. Бояркино Бронницкого р-на Московской обл. Призван Бронницким РВК Московской обл. Невозврат с боевого задания 20.11.1943г. Отец: Кульков Алексей Яковлевич, Московская обл., Бронницкий р-н, д.Бояркино.


Не вернулся с задания, значит сбит или пошел на вынужденную посадку. Экипаж или погибал, или попадал в плен, или подбирался своими, если сел или выпрыгнул с парашютом на занятой нами территории. Если этому были свидетели, то в донесении писали более конкретно с указанием района, где с самолетом что-то случилось. Здесь - ничего. А значит, свидетелей не было и самолет, скорее всего, действовал в одиночку. Так какова была цель полета? Это поможет восстановить детали гибели экипажа.

Из доклада о боевых действиях 5-й воздушной армии за октябрь 1943:

«Тактика боевых действий штурмовой авиации в основном сводилась к действиям небольших групп (6-9 самолетов) под прикрытием истребителей эшелонированно по времени. При действиях по крупным целям в отдельных случаях группой 15-20 самолетов. Подход к цели групп производился 1000-1500 метр., переход в атаку с высоты 900-700 метр. При отсутствии сильного сопротивления с земли группы делали 4-6 заходов. Боевой порядок групп - правый пеленг или клин пар. В плохих метеоусловиях - штурмовики действовали мелкими группами (2-4 самолета) с высоты 200-300 метр...»


Из отчета о боевых действиях 226 шад за ноябрь 1943:

«...Кроме попутной, вели специальную разведку войск пр-ка и погоды в районе боевых действий частей дивизии с нанесением бомбардировочно-штурмовых ударов по обнаруженным войскам противника.

В отчетном периоде части дивизии кроме попутной разведки с боевыми вылетами вели специальную разведку войск пр-ка на поле боя, в глубине обороны и его ближайших тылов. Разведка велась на двух направлениях: Кировоградское и Криворожское с целью обнаружения подходящих резервов пр-ка (танки, мотомехчасти, артиллерия), направления их движения и скопление, установление аэродромов базирования авиации пр-ка.

Разведка поля боя и ближайших тылов. Разведка как правило велась группами в составе постоянно выделенных пар под прикрытием 4 истребителей. При метеоусловиях: высота /облаков/ ниже 400 метров и видимости до 1 - 1,5 клм разведчики ходили без прикрытия. Иногда при весьма плохих метеоусловиях разведка производилась одиночными экипажами.

Средняя высота ведения разведки при хороших метеоусловиях 1200 - 800 метров и при плохих метеоусловиях Н= 300 - 50 метров. Обнаруженные войска пр-ка экипажами разведчиками в большинстве бомбардировались и штурмовались пулеметно - пушечным огнем с малых высот, а иногда и с бреющего».

Согласно графика числа летных, ограниченно-летных и нелетных дней за ноябрь 1943 в районе действий 266 шад 20 ноября был ограниченно-летным днем, т.е. высота облачности около 200 метров и видимость не больше 2 км. В таких условиях эффективность штурмовки снижается за счет плохой видимости, а риски быть подбитыми зенитной артиллерией немцев увеличиваются за счет необходимости действовать на малых высотах. Т.е. исходя из погодных условий можно предположить, что полет Ил-2 с Кульковым был разведывательным в одиночку и без прикрытия.

Но главный вопрос - где и как погиб экипаж самолета. И ответ на этот вопрос был найден уже после войны. 22.07.1969 из Новороссийского горвоенкома в адрес отдела по учету персональных потерь Советской Армии поступила переписка по уточнению судьбы Кулькова Николая Алексеевича. В переписке есть сведения и о самом Кулькове со слов отца, и о его последнем бое со слов очевидцев.

Почему Новороссийский военкомат? С приходом немцев в этот город, на работы в село Михайловку Днепропетровской обл. были угнаны Анна Филипповна Степина с матерью и сыном 12 лет. Они и стали свидетелями гибели нашего штурмовика, о чем сообщили командованию части, освободившей село. После войны Анна Филипповна написала об этом в Управление по учету потерь, но ответ не получила. Впоследствии случайно увидела по телевидению выступление писателя Смирнова, который обратился с просьбой писать ему о судьбах солдат.

Сергей Сергеевич Смирнов был первым, кто написал о защитниках Брестской крепости. На протяжении нескольких лет его радио и телепередачи породили массовое движение по розыску неизвестных героев войны. Он получил более миллиона писем, одним из которых было письмо о гибели штурмовика в ноябре 1943. И оно имело продолжение. Так был найден отец воздушного стрелка погибшего Ил-2 сержанта Кулькова.


Его отец, Алексей Яковлевич, в то время жил в д.Бояркино, д.133. Раменскому военкому он сообщил, что сын родился в 1925г. в Бояркино. До призыва работал в г.Электросталь на заводе «Электросталь» слесарем-инструментальщиком. Служил в авиации, но где, отец не помнил, а все документы, включая «похоронку», что сын не вернулся с задания, сгорели при пожаре дома.

Были в переписке и свидетельские показания Степиной А.Ф., ее матери и сына.

Степин Евгений Владимирович, 29.08.69г.: «В ноябре м-це я с матерью и бабушкой выбирали картофель на убранном картофельном поле. Была низкая облачность. Во второй половине дня я услышал гул моторов и увидел, что несколько немецких самолетов атакуют наш самолет «штурмовик», который не отстреливался и в то же время не мог подняться, чтобы уйти в облака. Как видно, кончился боекомплект или был убит стрелок-радист. После одной из атак самолет потерял управление и упал за картофельным полем примерно в 500 метрах от нас.


Я и еще несколько ребят моего возраста после взрыва побежали к самолету. Однако с проходящей неподалеку дороги к самолету подъехала автомашина с немцами или полицейскими, которые, когда мы подбежали на расстояние 100-150 метров, разрывали парашют. Немцы к самолету близко не подходили, как видно, опасаясь взрыва. Затем уехали. Мы подошли к догоравшему самолету. На месте я увидел обгоревшего стрелка-радиста, который при падении и взрыве так и остался в кабине и метрах в тридцати от самолета – летчика. Они оба были мертвы. Под обломками самолета мною был найден обгоревший планшет, который я спрятал под одежду и принес домой.

В планшете оказались: орден Красной Звезды, платочек с вышивкой, два или три письма и вырезка из газеты, в которой было написано об экипаже, сделавшем 99 вылетов. Фамилий летчиков я не помню. Указанные документы были спрятаны моей матерью под порог входной двери и сразу после освобождения совхоза переданы нашим войскам».

Фамилии экипажа помнила мать Евгения, Анна Филипповна, – Юрий Балабин и Николай Кульков. Она указала их в своем пояснении и нарисовала схему места падения самолета. Она также рассказала, что экипаж в тот же день был похоронен на месте гибели.



Казалось бы, место гибели и фамилии экипажа известна. Однако это не так. Достоверно лишь то, что в составе экипажа был Кульков, а вот Юрий Баланин закончил войну Героем Советского Союза и дослужился до генерала. Но ведь на месте падения летчик был мертвым.

Получается, что в самолете лежал планшет закрепленного за ним летчика, но на боевое задание вылетел другой. Могло ли такое быть? Могло, и такой случай описал в своих воспоминаниях «Продолжение поединка» летчик-ветеран 673-го шап В.В.Щеглов. Когда на аэродроме не оказалось летчика Джинчарадзе, командир полка приказал другому летчику лететь на его самолете. 


Это не было практикой, но в исключительных случаях могло быть и так. 


Кроме этого, согласно статистике дивизии, на одного летчика в ноябре 43-го приходилось 35 самолетовылетов, а на воздушного стрелка 53, т.е стрелков не хватало, и им приходилось летать с летчиками не своего экипажа.


Так кто же этот летчик, погибший с Кульковым? В сводке боевых потерь частей 266 шад есть запись, что 20.11.1943 в 673 шап 2 самолета были подбиты зенитной артиллерией и один Ил-2 под номером 8782 не вернулся с боевого задания. Экипаж самолета - летчик лейтенант Деркачев и воздушный стрелок Кульков. Значит, вместо Балабина на задание вылетел Деркачев. Не знаю почему, но в более позднем списке потерь, когда 673 шап был преобразован в 142-й гвардейский шап, в сведениях о Деркачеве записано, что не вернулся с задания из района Никифоровка Днепропетровской области. Видимо, это был заданный район разведки.


Теперь о найденном в планшете ордене. Скорее всего, он принадлежал Балабину, у него такой орден был. Деркачев же был награжден орденами Отечественной войны и Красного Знамени. На момент гибели Кулькова он еще не был награжден, но представление к награждению уже было направлено в вышестоящий штаб.

Из наградного листа: Кульков Николай Алексеевич, красноармеец, воздушный стрелок 673 штурмового авиационного полка 266 Полтавской штурмовой авиационной дивизии 1-го штурмового авиационного корпуса 2-го Украинского фронта. 1925 г.рождения. В Красной Армии с декабря 1942г. Участие в Отечественной войне: с 6.08.43 по 20.10.43 Степной фронт, с 20.10.43 2-й Украинский фронт. Ранений и контузий не имеет, ранее не награждался. Призван Бронницким РВК Московской обл.


Краткое описание подвига: «На фронтах Отечественной войны тов. Кульков участвует с 6.08.43 по настоящее время. За этот период времени произвел 79 успешных боевых вылетов на уничтожение живой силы и техники противника, из них 25 боевых вылетов на разведку войск противника в экипаже мл. лейтенанта Балабина. На поле боя ведет себя мужественно и самоотверженно, служит примером для всех воздушных стрелков полка. 8 раз участвовал в воздушных боях при нападении истребительной авиации противника, мужественно и самоотверженно с беззаветной преданностью своей Родине отражал атаки, а сам благополучно возвращался на свой аэродром.


21.08.43 при выполнении боевого задания группа 6 самолетов Ил-2 была атакована 4 Ме-109 в районе Уды-Коротич. Тов Кульков в этом бою показал образцы героизма, отбив все атаки противника и благополучно вернулся на свой аэродром.


23.08.43 при выполнении боевого задания группа 6 самолетов Ил-2 была атакована 4 Ме-109. Тов Кульков не жалея жизни мужественно отразил неоднократные атаки истребителей противника.

24.08.43 при выполнении боевого задания группа 10 Ил-2 была атакована 2 ФВ-190 и 2 Ме-109 в районе Михайловка. В этом бою тов. также показал образцы мужества и героизма, сбил 1 Ме-109, который врезался в землю в районе Михайловка. Своей храбростью тов. Кульков заслужил достойный авторитет и любовь к нему всего летного состава полка.

За проявленный героизм в 79 боевых вылетах заслуживает награждения орденом Отечественная война 1-й степени».


2 ноября 1943 представление подписал командир полка майор Матиков, 12 ноября командир 266 шад полковник Родякин, а 22 ноября командир 1-го штурмового авиакорпуса генерал-лейтенант Рязанов. Приказом по корпусу от 22.11.43 №033/н красноармеец Кульков Николай Алексеевич был награжден орденом Отечественной войны 1 степени. Получилось, что посмертно.


Парню было 18 лет! 6 августа 43-го он прибыл в полк, 21-го уже отличился при отражении атаки немецких истребителей, 24-го лично сбил немецкий самолет... Всего через 3 месяца командир полка пишет о высоком авторитете Кулькова среди летного состава и представляет к ордену, который, кстати,  имел две степени, но его представляют сразу к первой.


Кульков сбил немца у Михайловки. Она же стала и его могилой. Сейчас он есть в списке похороненных в братской могиле этой деревни, фамилии летчика нет. Это старший лейтенант Деркачев Петр Владимирович, заместитель командира авиаэскадритьи, он же штурман. Его жена, Ксения Яковлевна, жила в с.Залещино Кременчугского р-на Полтавской обл. Узнала ли она, где погиб ее муж?


Ищите своих близких!

Копии архивных документов находятся в МУ РамСпас. Тел. 8-496-46-50-330 Горбачев Александр Васильевич.

Все материалы по поиску без вести павших на сайте http://gorbachovav.my1.ru/

 

Использованы материалы:

http://www.obd-memorial.ru/html/index.html

http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome

https://pamyat-naroda.ru/heroes/

https://radio-rhodesia.livejournal.com/905833.html

http://airspot.ru/book/file/520/scheglov-v-v-prodolzhenie-poedinka.pdf

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ALEXANDRGORBACHEV (09.08.2019)
Просмотров: 651 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]