Главная » Статьи » Мои статьи |
РамСпас поиск. Возвращение ЛЕТЧИК-ИСТРЕБИТЕЛЬ
ГЕОРГИЙ ЧЕРСТВОВ Из Книги памяти Московской обл., т.22-II: «286 иад» – это 286-я Нежинская истребительная
авиационная дивизия. Кем был в ней мл. лейтенант Черствов? Летчиком? Техником?
А может тыловиком? Где воевала дивизия в октябре 43-го? Где, как и сколько
воевал Черствов? Ведь на момент гибели ему было всего двадцать! Увы, запись в
Книге памяти дает минимум информации. В донесение о безвозвратных потерях дивизии за
период с 10 по 20 октября 1943 включены три погибших летчика входящего в ее
состав 165-го истребительного авиационного полка: заместитель командира авиаэскадрильи
мл. лейтенант Черствов (20 лет), летчик мл. лейтенант Веденеев (21 год) и старший
летчик лейтенант Иванов (22 года). Какие молодые! Вот только Георгия Черствова молодым летчиком уж
точно не назовешь! В Отечественной войне с 8.12.41 – это из наградного листа на
старшину Черствова Георгия Дмитриевича. 16 сентября 1942 он представлялся к
награждению орденом Красной Звезды, а было ему всего 19 лет. Из наградного листа: Черствов Георгий Дмитриевич,
1923 г.р., старшина, командир звена 197 истребительного авиационного полка. В
Красной армии с 8.11.1941г., в Отечественной войне с 8.12.1941г. Ранений и
контузий не имел, ранее не награждался. Призван Раменским РВК Московской обл. Описание подвига (без правок): «В боевой работе
проявил себя как мужественного и смелого летчика-истребителя. За период боевых
действий с мая месяца 1942 года произвел 38 боевых вылетов с налетом 40-час.51
мин., участвовал в 12 воздушных боях, в группе сбил 8 самолетов противника. 10.8.42г. в числе шести летчиков возвращавшихся с
боевого задания, в районе реки Западная Лица из облаков был внезапно атакован
6-ю «Ме-109». В первой же атаке ведущий группы «Харрикейнов» лейтенант Рутковский
и капитан Павлов были подбиты и выведены из строя. Оставшиеся молодые пилоты –
мл. лейтенант Бровцев, старшина Черствов, ст. сержант Ченцов и сержант Жильцов
смело приняли бой с численно превосходящим противником, встав в круг. Бой
продолжался в течение 20 минут, только двум «Ме-109» удалось скрыться и уйти от
преследования Сталинских соколов, остальные 4 – «Ме-109» были сбиты. Четверка
«Харрикейнов» благополучно вернулась на свой аэродром. 24.6.42г. группой 6 «Харрикейнов» в районе аэродрома
Мурмаши атаковали 8 – «Ю-88» прикрываемых 10 – «Ме-110» и 4 – «Ме-109»,
бомбардировщики не сбросив бомб расстроенным строем ушли на запад. В
завязавшемся воздушном бою с 14 истребителями, 1 – «Ме-110» и 1 - «Ме-109»
сбиты метким огнем нашей группы «Харрикейнов». 14.8.42г. гидросамолет
противника «Арадо 96» (прим.: возм. «Арадо 196») сел на Урд-Озеро для вывозки с
нашей территории экипажа, выпрыгнувшего с парашютами с зажженного самолета
«Ме-110», тов. Черствов в группе 6 «Харрикейнов» штурмовкой уничтожил его.
5.9.42г. в группе 6 самолетов «Харрикейн» сбил 1 – «Ме-109» в районе 5-7 клм.
северо – восточнее Мурмаши. Все сбитые самолеты подтверждены штабом ВВС и
наземным командованием. Тов. Черствов в воздушных боях проявляет много личной
инициативы и находчивости, проявляя в сложной боевой обстановке хладнокровие.
15.9.42 в воздушном бою лично сбил 1 «Ме-109». За проявленные образцы мужества и отваги в борьбе с германским фашизмом достоин правительственной награды – орден «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА». Подписал представление командир 197 иап майор
Шамышейский. Интересно то, что он погиб при катастрофе самолета «Харрикейн»
12.09.42, а представление датировано 16 сентября, наверное, дату под подписью
поставили уже после его гибели. Это видно и по тексту – о сбитом 15 сентября
самолете строка допечатана. Приказом по 7-й воздушной армии от 1.12.1942 №01
старшина Черствов был награжден орденом Красной Звезды. В 19 лет командир авиазвена – а это 3-4 истребителя,
которые могли выполнять задачи не только в составе авиаэскадрильи, но и самостоятельно.
Значит, к этому времени Черствов уже имел боевой опыт и обладал качествами
командира. Герой Советского Союза летчик-истребитель С.Д. Горелов
вспоминал:
«К орденам и награждениям все мы относились с чрезвычайным трепетом. Ведь в начале
войны награждали скупо. Даже летчиков с медалью «За боевые заслуги» или «За
отвагу», уже считали героем. Он - первый человек, ему все можно… …Сбитые
самолеты засчитывались так: я, прилетев с задания, докладывал, что в таком-то
районе сбил такой-то тип самолета; туда оправлялся представитель, который
должен был привезти подтверждение от наземных войск, что действительно, такой
тип самолета там упал. И лишь после этого тебе засчитывали сбитый самолет. А
если самолет падал на вражеской территории, все было сложнее. Чаще всего не
засчитывали. В некоторых случаях, когда территорию освобождали, еще можно было
привезти подтверждение. А без подтверждения не засчитывали. ... Вообще, я редко
видел, как падают сбитые мной самолеты — только если загорался или терял
управление». Губа Западная Лица и Мурмаши, которые упоминаются в
наградном листе – это мурманское направление. 197-й истребительный полк базировался
на аэродроме Мурмаши, недалеко от Мурманска и входил в состав ВВС 14-й армии.
Основная задача полка – охрана Мурманской железной дороги в районе ст. Оленья.
Но, судя по описанию боев в наградном листе, полк привлекался и для прикрытия
бомбардировщиков, т.к. по Западной Лице проходил рубеж обороны, а ст. Оленья –
это тыловая станция. Полк воевал на «Харрикейнах» - это английский
истребитель. Получали их по ленд-лизу с осени 41-го. Поначалу летчикам полеты
на нем давались нелегко, т.к. не было даже инструкций на русском языке, по той
же причине были проблемы и у механиков. Вооружение самолета было слабовато. Со
временем на «Харитоны» (так их позвали в войсках) стали ставить по два 12,7-мм
пулемета с боекомплектом по 100 патронов на каждый ствол, под крылья подвески
для двух 50-кг бомб и даже модифицировали для применения реактивных снарядов,
т.е. они работали и как штурмовики. Судя по наградному листу ходил на штурмовку
и Черствов. Подготовку летчиков для «Харитонов» организовали в
нескольких летных школах, но это были всего лишь двухмесячные курсы, после
которых летчики шли в бой без достаточной подготовки и не имея боевого опыта.
По этой причине летом 42-го авиация 14-й армии несла значительные потери. В том
воздушном бою 15 сентября, когда Черствов лично сбил «Ме-110», 197-й и 837-й
полки потеряли 5 «Харрикейнов». В ноябре 42-го 197-й полк перешел на структуру
смешанного авиационного полка (одна эскадрилья на «Харрикейнах» и две на У-2),
а 3 марта 1943 был расформирован. Можно предположить, что часть летчиков, в т.ч. и
Черствов, были направлены на переучивание и доукомплектование других летных
полков. На станции Сейма Горьковской обл. располагался 166-й запасный
истребительный авиационный полк, на базе которого проводилось переучивание
выведенных в резерв полков на самолеты ЛаГГ-3 и Ла-5 и их доукомплектование. В
феврале 1943 там переучивался 165-й истребительный авиационный полк, возможно
тогда в него и попал летчик Черствов. После переучивания полк вошел в состав 286-й истребительной авиационной дивизии, которая в 1943-м воевала в составе 2-й Воздушной армии Воронежского фронта, а с 4 октября в составе 5-й Воздушной армии Степного фронта. Если Черствов воевал в полку с зимы 43-го, то он участвовал в Харьковской операции (февраль-март 1943) и Белгородско-Харьковской операции «Румянцев» (август 1943). С лета 1942 полк воевал на Ла-5. Вот как отзывался о
них упомянутый выше С.Д. Горелов: «Во-первых, у него скорость — почти 700, если с
«прижимчиком». Во-вторых, удивительно живучая машина! В одном из воздушных боев
под Сталинградом мой самолет получил очередь в двигатель. Кабину начало маслом
забрызгивать, а самолёт всё-таки летит! Мне удалось дотянуть до аэродрома и
сесть. Двигатель остановился в ходе пробега, и меня притянули меня на стоянку.
Заключение техников было таким: ремонту не подлежит. Оказывается, два цилиндра
двигателя было отбито! Ты представляешь?! Там только шатуны ходили! Тот же «Як»
— стоит осколку попасть в двигатель, зацепить какую-нибудь трубочку и — все. Григорий
Черствов был хорошим летчиком. К осени 43-го он стал уже зам. командира
эскадрильи, младшим лейтенантом. Фильм «В бой идут одни „старики"» - это и о нем. 4
октября 1943 он не вернулся с боевого задания. Так записано в донесении. Там же
указано, что родился он в д.Сельцо Раменского р-на, где жила и его мать,
Олимпиада Яковлевна. Есть в донесении и еще одна интересная запись,
характеризующая Григория. На войну он ушел добровольцем и поступил в
Борисоглебскую военную авиашколу летчиков. Дат, к сожалению, нет. Срок обучения
в школе в военное время был 3 месяца. В наградном листе есть две даты – «в
Красной армии с 8.11.1941г., в Отечественной войне с 8.12.1941г.». «В
Отечественной войне» - это дата, с которой Черствов числился в действующей
армии, т.е. на фронте. Может быть, курсанты авиашколы во время учебы в Красной
Армии не числились? Тогда выходит, что 8.11.1941 он ее закончил. Выпускникам
присваивалось воинское звание «старшина», после чего их направляли или в
запасные авиационные полки, или напрямую на фронт. А может в начале войны в
связи с большими потерями летчиков их готовили по ускоренному курсу – за месяц?
Все могло быть. 20-летний парень, доброволец. За спиной два года
войны, сбитые самолеты, награждение орденом, продвижение от летчика до зам.
комэска. Георгий Черствов был достойным воином. В октябре 43-го Степной фронт воевал по Днепру от
Кременчуга до Днепропетровска. Где-то там, скорее всего, и погиб наш земляк. Иногда
поисковики находят обломки самолетов и останки летчиков. По номерным деталям
самолетов устанавливают, к какой части он относился, и кто на нем летал. Может
когда-то найдут и Григория Черствова. Ищите
своих близких! Копии
архивных документов находятся в МУ РамСпас. Тел. 8-496-46-50-330 Горбачев
Александр Васильевич. Все
материалы по поиску без вести павших на сайте http://gorbachovav.my1.ru/
Использованы
материалы: http://www.obd-memorial.ru/html/index.html http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome http://www.bvvaul.ru/profiles/3466.php http://iremember.ru/letchiki-istrebiteli/gusov-vladimir-dmitrievich.html http://www.pobeda.witebsk.by/sky/air/hurricane/ http://www.bvvaul.ru/content/history/museum/war.php http://www.borisoglebsk.net/abtown.php?op=viewarticle&artid=3 http://www.bvvaul.ru/profiles/712.php http://reibert.info/threads/podgotovka-letnogo-sostava-v-voennoe-vremja.424980/ http://www.airforce.ru/history/savasleika/ Отклик на статью, размещенную в газете "Родник": Почести Герою Пионеры отряда имени Георгия Черствова вместе с классным руководителем Л.Г. Зерзеле побывали в Белоруссии. Они принимали участие в торжественном перезахоронении останков отважного летчика Георгия Черствова, выпускника нашей школы 1941 года. Самолет его был подбит в яростной схватке с фашистскими стервятниками. 0 том, как это произошло, рассказывалось недавно на страницах газеты «За коммунистический труд». Жители Гомельщины оказали последние ' почести герою. На месте гибели установили обелиск с надписью:
«Здесь погиб летчик-истребитель Черствов Г. Д. (1923—1943)».
Прах отважного воина на орудийном лафете был доставлен на новое место захоронения — главную площадь посёлка Верхняя Слобода. Здесь состоялся траурный митинг, на котором присутствовали тысячи людей. Местные жители радушно встретили родных и близких Г. Д. Черствова и его боевого товарища В. И. Веденеева, который также трагически погиб в схватке с фашистами. Член штаба школьного музея Сережа Давыдов рассказывает, что особенно тепло были встречены Александр Дмитриевич, Михаил Дмитриевич и Павел Дмитриевич Черствовы, братья героя. Никогда не изгладятся из памяти участников поездки дни пребывания на белорусской земле. Каждый ощутил огромное чувство дружбы, солидарности, уважения к подвигу. Пионеры отряда имени Георгия Черствова начинают готовиться к летнему походу в Белоруссию.
К. ИГУМНОВА, учительница Чулковской средней школы № 20 За коммунистический труд 20.02.1977 г.
| |
Просмотров: 1756 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |