Главная » Статьи » Мои статьи

ПОДВОДНИК КОЛПАКОВ ИЗ БРИТОВО. ВОЗВРАЩЕНИЕ Щ-405

РамСпас поиск. Возвращение

ПОДВОДНИК КОЛПАКОВ ИЗ БРИТОВО. ВОЗВРАЩЕНИЕ Щ-405

Из Книги памяти Московской обл., т.22-I:


Колпаков Николай Николаевич, старшина 2 статьи ПЛ «Щ-405» КБФ, 1915 г.рождения, д.Бритово Раменского р-на Московской обл. Призван Раменским РВК. Погиб в морском бою 13 июня 1942г.

Из Книги памяти погибших и пропавших без вести в Великой отечественной войне. Том 6:

Колпаков Николай Николаевич, род. 1915 в д.Брит Данковского р-на Московской обл. Призван Московским ГВК. Старшина 2 статьи, пл Щ-405 БПЛ КБФ. Пропал без вести в апреле 1942.

В ходе очередной международной подводно-поисковой экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» 2018 у острова Сескар в Финском заливе на глубине 50 метров обнаружена советская подводная лодка Щ-405. Она погибла в 1942 году, когда в надводном положении совершала переход из Кронштадта к острову Лавенсари (современный Мощный). У субмарины оторвана носовая часть, корпус затянут сетями. Так дайверами экспедиции возвращена судьба пропавшей субмарины.

Одним из членов экипажа подводной лодки Щ-405 был родившийся в д.Бритово Раменского р-на Николай Колпаков.

Из донесения от 16.07.42 о безвозвратных потерях бригады подводных лодок КБФ по ПЛ Щ-405: Колпаков Николай Николаевич, старшина 2 статьи, командир отделения рулевых. 1915 г.р., член ВКП(Б). Родился в д.Бритово Раменского р-на Московской обл. Рабочий, русский. На флоте с 1937г. Призван Бауманским РВК, холост. Не вернулся с позиции.

Есть его фамилия и в других донесениях, где местом рождения указана д.Брит. На флоте вели еще и карточки учета. В заведенной на Колпакова, также д.Брит и запись: «Пропал без вести с 20.8 по 1.9.42». Карандашом добавлено: «6-7.42» и «2БПЛ (прим.: 2-я бригада подводных лодок) Щ-405».

Подводная лодка серии X-бис Щ-405 была заложена 31.12.1938, а через год спущена на воду. 28 июня 1941 она вошла в состав Краснознаменного Балтийского флота. Корабль завершал программу испытаний, и степень его технической готовности составляла 98%.

19 июля Щ-405 перешла в Таллин, откуда в ночь на 21 июля в составе конвоя вышла в море. Подготовка экипажа оставляла желать лучшего. Днем 27 июля подлодка обнаружила транспорт противника, но из-за ошибки старшины торпедистов приняла в дифферентную систему около 2,5 т воды и пропустила момент залпа. С 1 августа Щ-405 патрулирует в районе мыса Брюстерорт (сейчас мыс Таран в Калининградской обл.). Она не раз обнаруживала немецкие корабли, но в атаку выйти по разным причинам не смогла. 8 августа отозвана в базу.

Утром 11 августа в районе маяка Богшер, командир лодки Сидоренко, опасаясь быть обнаруженным, решил перейти из крейсерского положения в позиционное. Он отдал соответствующую команду командиру БЧ-5 старшему лейтенанту Савенко. Тот передал приказание находившемуся в центральном посту старшине трюмных Костуру. Командир не учел, что волнение моря в тот момент составляло 5-6 баллов, и шахты вентиляции с газоотводами дизелей легко могли быть накрыты набегающей волной. Вахтенный офицер, стоящий на мостике вместе с командиром был не в курсе его приказаний. Не перекрыв шахты вентиляции и не подав соответствующего ревуна, Костур начал принимать главный балласт. Подводная лодка шла полным ходом, поэтому начала стремительно погружаться. Обнаружив свою ошибку, командир скомандовал: «Всем вниз!». Мостик успели покинуть военком Горбунов и вахтенный офицер, который успел закрыть рубочный люк в момент, когда в него уже хлынула вода. Подводная лодка стремительно проваливалась на глубину. Через открытые шахты вентиляции вода, поступившая внутрь прочного корпуса, нарушила изоляцию аккумуляторной батареи, залила дизели, агрегаты питания радиоаппаратуры и некоторые вспомогательные механизмы. Щ-405 упала на грунт на глубине 125 м. Еще на глубине 60-70 м на подводной лодке раздалось два взрыва – это давлением раздавило среднюю цистерну и носовой спасательный буй. По приказу военкома в командование подводной лодкой вступил командир БЧ-1-4 лейтенант Пенькин, так как помощник командира Петровский оказался не в состоянии командовать кораблем.

Через полчаса Щ-405 всплыла, и, описав циркуляцию в надежде найти смытых за борт людей, направилась в точку рандеву с эскортом. При аварийном погружении подводная лодка потеряла 4 человека. Погиб командир корабля, а так же старший лейтенант Е.С. Настин, помощник командира Щ-406, командированный для стажировки и «приобретения боевого опыта», командир отделения рулевых старшина 2 статьи Черкасов Е.Л., и командир отделения рулевых старшина 2 статьи Медведев Г.Ф. Николаю Колпакову повезло – на мостике оказались другие командиры отделений рулевых. А может, он был назначен вместо погибших.

Не успев исправить повреждения, Щ-405 подверглась атаке одиночного самолета противника. Провести срочное погружение удалось не сразу. Бомбардировщик сбросил 4 бомбы, упавшие в 25 м от борта лодки, и обстрелял ее из пулемета. Получили ранения командир БЧ-3 лейтенант М.Б. Шебеко и радист И.А. Титов. Убрав раненых, подводная лодка погрузилась, но из-за низкой подготовки личного состава снова провалилась на глубину 115м и легла на грунт. Вскоре Щ-405 всплыла, израсходовав весь оставшийся воздух высокого давления. Мер по его пополнению не предпринималось. В полдень появился одиночный самолет, и подводная лодка снова погрузилась. Необходимый для всплытия воздух высокого давления пришлось перепускать в корабельные системы из трех запасных торпед. Выбросив за борт еще четыре торпеды для облегчения корабля, подводная лодка всплыла.

Но на этом ее проблемы не закончились. К рассвету 12 августа лодка была у мыса Ристна, где находилась точка рандеву с кораблями эскорта. Не обнаружив их, подводная лодка легла на грунт до наступления темноты. Вечером, всплыв на поверхность, она получила запрос командира бригады: «Покажите свое место». Ответить подводная лодка не могла – передатчик вышел из строя. Все светлое время суток 13 августа Щ-405 пролежала на грунте. Для связи с берегом было решено подготовить двух человек, которые должны были вплавь достигнуть маяка, но из-за плохой погоды и сильной волны высадка не состоялась. Было решено идти к маяку Тахкуна. На переходе у мыса Котсаренина Щ-405 села на мель. При аварии были погнуты лопасти винтов. Попытка сняться с мели самостоятельно к успеху не привела. Было решено послать на маяк человека с докладом о бедственном положении корабля. Спущенная шлюпка затонула прямо у борта подводной лодки, поэтому лейтенант Петровский вплавь отправился на маяк Тахкуна, где был задержан пограничниками. Вечером 14 августа к Щ-405 подошел БТЩ-207 с командиром 2-ой бригады ПЛ капитаном 2 ранга А.Е. Орлом и сторожевой катер. Подводная лодка была снята с мели и в сопровождении тральщиков и сторожевых катеров направилась в Таллин. Утром 15 августа Щ-405 завершила злополучный поход.

В Таллине лодка встала на восстановительный ремонт. Вместо погибшего командира был назначен капитан 3 ранга Волошин, но не успев вступить в командование он погиб при переходе из Кронштадта в Таллин. 28 августа Щ-405 в составе отряда прикрытия совершила прорыв из Таллина в Кронштадт, 31 августа перешла в Ленинград и встала на ремонт.

1 сентября командиром Щ-405 стал капитан 2 ранга Федотов, бывший командиром 6-го дивизиона подводных лодок, а 1 октября в командование лодкой вступил капитан 3 ранга Грачев Иван Васильевич. 16 октября ремонт был завершен. Всю первую блокадную зиму подводная лодка простояла в Ленинграде. Экипаж занимался боевой учебой, и к началу кампании 1942 года Щ-405 считалась одной из самых боеготовых лодок флота.

В ночь на 8 июня Щ-405 перешла в Кронштадт, откуда вечером 11 июня вышла к Лавенсари для дальнейшего следования в район Норчёпингской бухты (позиция № 4). До Шепелевского маяка подводную лодку сопровождал сторожевой катер. Здесь, согласно инструкции, подводная лодка легла на грунт, пережидая светлое время суток. С наступлением темноты она всплыла и в надводном положении продолжила движение. В ночь на 13 июня подводная лодка наблюдалась постом СНиС на острове Сескар. До Лавенсари оставалось несколько часов хода.

Последний контакт с экипажем подлодки был в 22.25 11 июня 1942 г., когда Щ-405 вышла из Кронштадта. Последующие ее обнаружения на маршруте береговыми постами СНиС – в 01.40 12 июня м. Шепелевский и с 00.16 по 00.48 13 июня о.Сескар – свидетельствовали, что корабль осуществлял переход по маршруту, хотя и с некоторыми нарушениями плановой таблицы, поскольку переход от Шепелевского маяка до Лавенсари должны был осуществляться в подводном положении. В назначенное время корабль на Лавенсари не прибыл, и о нем не имелось никаких сведений, пока около полудня 15 июня дозорным катером МО в 4 милях западнее Сескара не были подобраны из воды трупы помощника командира и старшего рулевого. На следующий день к западному берегу Сескара был прибит ветром и течением труп командира Щ-405. Все трупы были без повреждений и одеты в капковые бушлаты (стеганая на капоке куртка – спасательный жилет, которая держала на воде до 18 часов).

Эти обстоятельства однозначно свидетельствовали о том, что гибель корабля произошла в тот момент, когда он двигался в надводном положении.

Дальнейшая судьба Щ-405 – только предположения. «Высланный в указанный район командир бригады подводных лодок капитан 1 ранга Стеценко – указывалось в докладе Военного совета КБФ наркому ВМФ Н.Г. Кузнецову, - опросом командиров дозорных катеров, постов СНиС и полевых караулов прилегающих участков побережья не установил никаких замеченных ими признаков гибели ПЛ (взрыв, масляное пятно, плавающие обломки)».

Особенно примечательным являлся тот факт, что никто из опрошенных не видел взрывов. Подрыв же корабля на мине типа ЕМС - а именно ими было укомплектовано минное поле в том районе, должен был быть виден за многие километры. Мина EMS II образца 1937г. имела вес заряда эквивалентеный приблизительно 450кг тротила.

В тот момент на Балтике был период белых ночей с очень хорошей видимостью. Именно в ту ночь, например, финские береговые посты на о.Соммерс в 22.19 визуально наблюдали выход подлодки Щ-304 из гавани Лавенсари (дистанция около 7 миль), а около 01.10 13 июня береговая 130-мм батарея о.Лавенсари открывала огонь по отряду финских кораблей на расстоянии 6 миль, причем корабли наблюдались с еще большей дистанции. В начале ночи в районе банки Нагаева находился наш парный катерный дозор №13, который был снят лишь около 02.50 в связи с усилившимся волнением. До этого момента лодка уже должна была миновать этот район, причем на небольшом расстоянии от катеров. Не видели никаких взрывов в том временном промежутке и финские береговые посты на о. Нерва.

На самом деле некоторые признаки гибели лодки все-таки были обнаружены. 20 июня замкомбрига А.Е.Орел, совершавший разведывательный полет на бомбардировщике Пе-2, обнаружил в точке 60.09 с.ш./28.10 в.д. (примерно в трех милях к северо-западу от банки Нагаева) масляное пятно. Как выясняется из финских документов, еще раньше – вечером 13 июня – масляный след длинной 300 м был замечен с финского бомбардировщика.

Судьба лодки и ее экипажа так и оставалась загадкой до весны 2018г. Теперь известно и место гибели Щ-405, и наиболее вероятная причина - детонация боезаряда торпед в результате подрыва на мине.

На о.Сескар установлен памятник погибшим морякам-балтийцам. В 2016г. десант добровольцев из г.Сосновый Бор его отреставрировал, привел в порядок территорию. Кроме этого, сосновоборцы обратились в военно-морской архив с запросом об установлении имен солдат, матросов и офицеров, погибших при защите острова для размещения их на памятнике.

Надеюсь, будут там имена и экипажа подводной лодки Щ-405.

Ищите своих близких!

Копии архивных документов находятся в МУ РамСпас. Тел. 8-496-46-50-330 Горбачев Александр Васильевич.

Все материалы по поиску без вести павших на сайте http://gorbachovav.my1.ru/

 

Использованы материалы:

http://www.obd-memorial.ru/html/index.html

http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome

https://pamyat-naroda.ru/heroes/

https://sirjones.livejournal.com/937345.html

http://www.navylib.su/sub/mk-4-2002/19.htm

http://www.kremnik.ru/node/458433

http://www.town.ural.ru/ship/start/start.php3

Категория: Мои статьи | Добавил: ALEXANDRGORBACHEV (02.05.2018)
Просмотров: 740 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]