Главная » Статьи » Мои статьи

ПОДВОДНИК КОТИКОВ ИЗ РАМЕНКОГО. ПЛ Щ-320

РамСпас поиск. Возвращение

ПОДВОДНИК КОТИКОВ ИЗ РАМЕНКОГО. ПЛ Щ-320


Из Книги памяти Московской обл., т.22-I:



Котиков Василий Спиридонович, ст. краснофлотец ПЛ Щ-320 КБФ. 1918 г.рождения, с.Раменское Московской обл. Призван Раменским РВК. Погиб в морском бою 6 октября 1942г.

Как правило, братская могила подводника – море. И не всегда это место известно даже приблизительно. 75 лет не были известны и координаты места гибели подводной лодки Щ-320. Могилой Василия Котикова был Финский залив.

В различных архивных документах датой гибели лодки пишут январь 43-го. Эта дата условна, т.к. известна дата выхода Щ-320 в район дежурства, и более никаких сведений. Поэтому точная дата 7.01.43, которая указана в личной карточке Котикова, например, вызывает очень большие сомнения.

В списках потерь весь экипаж лодки числится пропавшим без вести. Есть в них и Котиков Василий Спиридонович, ст. краснофлотец ПЛ Щ-320, старший электрик. Ближайшим родственником записан отец, Спиридон Егорович. В разных списках его адрес записан по-разному: Московская обл., Ленинская ж.д., гор. Раменское, Платформа фабр. будка, д.3, Ленинск. ж.д., Роменская платф. фабр. будка, 44 км., Ленинская ж.д., ст. Рашянское, фабрика платформа, д.3, и даже Ростовская обл., Лен. ж.д., ст. Ращанская, фабрика платформ, д.3. В карте моряка годом рождения записан 1918, год призыва 1939. Извещение отцу было выслано 15.04.43 – «пропал без вести».

1 мая 2017 года в ходе экспедиции «Поклон кораблям Великой Победы» в 170 км западнее Санкт-Петербурга и 70 км северо-западнее Нарвы примерно в километре севернее о.Большой Тютерс была обнаружена подводная лодка. По характерным элементам рубки и корпуса установили, что на дне лежит остов советской подводной лодки типа «Щ» 10 серии. Корпус лодки полностью цел, кроме места взрыва мины над левым носовым горизонтальным рулем: район взрыва около 2м в диаметре, полностью разрушены элементы легкого корпуса, прочный корпус имеет вмятину и трещину длиной более метра и шириной до 20см.

Защитные щитки ниш торпедных аппаратов на верхних носовых и кормовых аппаратах отсутствуют. Нижние носовые щитки закрыты. Из левого верхнего носового торпедного аппарата на полметра торчит торпеда, смещенная вперед взрывной волной мины. Из правого кормового торпедного аппарата на 3/4 длины торчит торпеда, которую пытались вытолкнуть подводники. Якорь находится на левом борту и убран в клюз.

Оба орудия лодки, 21-К, находятся в походном положении, стволы заткнуты дульными пробками, прицелы сняты. Площадка кормового орудия была круглой с леерным ограждением. Стенки легкого ограждения рубки обвалились от коррозии и воздействия рыбацких тралов, остатки которых висят на рубке, опутывая ее со всех сторон. Обломки ограждения мостика лежат на верхней палубе между носовым орудием и рубкой, и частично на грунте справа от рубки.

На мостике виден нактоуз с закрытой защитной крышкой, колонка управления поворотом руля, репитер гирокомпаса, с закрытой защитной крышкой, машинный телеграф поверхностного хода, ручки которого стоят в положении «стоп».

Рубочный люк закрыт. Зенитный перископ лодки опущен вниз, командирский перископ выдвинут примерно на метра-полтора из перископной тумбы, и его линза повернута на левый борт. Сам перископ погнут, вероятно, рыбацким тралом.

На межперископной балке закреплен репитер гирокомпаса, с закрытой защитной крышкой. Винто-рулевая группа лодки полностью доступна для осмотра. Кормовые горизонтальные рули находятся в поднятом на 10-15 гр. положении. Руль направления повернут налево. Носовые горизонтальные рули в положении «ноль». На лодке отсутствуют аварийные буи, их места закрыты листами железа. Оба аварийных люка закрыты.

Рядом с корпусом лодки, на грунте с левого борта напротив кормового аварийного люка лежит якорь от немецкой мины UMA. Вероятно, это якорь той мины, которая взорвалась и привела к гибели лодки. С правого борта лодки, за носовым горизонтальным рулем лежит якорь от немецкой мины UMA. В 20м позади него, лежит неразорвавшаяся немецкая мина UMA, со смятыми свинцовыми взрывателями. Вероятно, эта та мина, которую лодка пыталась скинуть с себя.

Достоверно известно, что в Финском заливе погибли и до сих пор не найдены две подводные лодки типа «Щ» серии 10. Щ-317 погибла в июле 42-го, возвращаясь из похода. Щ-320 погибла в октябре 1942 при выходе на боевое задание. Обнаруженный в ходе экспедиции остов ориентирован носом на запад, т.е. лодка выходила в боевой поход, а не возвращалась на базу. В торпедных аппаратах обнаруженного остова видны две торпеды, при этом достоверно известно, что Щ-317, на момент гибели торпед на борту не имела. Таким образом было установлено, что найдена Щ-320 под командованием капитан 3 ранга Вишневского. Местонахождение лодки позволяет определить дату ее гибели - утро 2 октября 1942 г.

Исходя из осмотра остова подводной лодки Щ-320 можно предположить, что командир Щ-320, капитан 3 ранга Вишневский, двигался точно по рекомендованному маршруту. Форсируя минное поле «Зееигель», Щ-320 последовательно зацепила носовыми горизонтальными рулями минрепы двух немецких противолодочных мин. Судя по повернутому налево рулю направления, Щ-320 выполняла маневр уклонения от мины, подцепленной за минреп правым носовым рулем, при этом непроизвольно подтягивая к борту мину подцепленную левым носовым рулем. В итоге мина, подцепленная по правому борту, коснулась лодки, но дала осечку и не взорвалась. А мина, подцепленная по левому борту, подтянутая движением лодки, коснулась палубы и взорвалась.

После подрыва на мине часть экипажа осталась жива в кормовых отсеках. Подводники пытались покинуть погибшую лодку, вытолкнув торпеду из правого кормового торпедного аппарата. Но выйдя из аппарата на 3/4 длины, торпеда, вероятно, застряла, или у подводников закончились запасы воздуха высокого давления. В результате все эвакуационные пути оказались закрыты и никто из 40 членов экипажа не смог покинуть лодку.

Такой была гибель подводника Василия Котикова из Раменского.

Были лодки, которые погибали, не выпустив по врагу ни одной торпеды. Но это не про Щ-320.

Финский залив как мелководная труба длиной в 200 миль и шириной в значительной своей части 40—60 миль, причем местами глубокой воды остается лишь 18 миль. С потерей Таллина подводники лишились возможности выходить сразу на середину залива. Чтобы их запереть в Кронштадте, немцы создали мощные Гогландский и Нарген-Порккалауддский противолодочные рубежи. Гогландский рубеж состоял из антенных, донных и якорных магнитных мин, поставленных ярусами по всей глубине, широкой системы постов наблюдения и связи, прожекторных установок и береговых батарей. Первой лодкой, прошедшей этот рубеж, была Щ-320.

Воевала лодка достойно. В четырех милях восточнее острова Сескар Щ-320 14 июня была атакована тремя вражескими самолетами, сбросившими бомбы и обстрелявшими лодку из пулеметов. Это был первый в 1942 году случай атаки подводной лодки с воздуха, показавший, между прочим, плохую подготовку фашистских летчиков, не добившихся прямых попаданий, несмотря на малую высоту бомбометания. Бомбы в лодку не попали...

16 июня Щ-320 смело проникла в глубину финских шхер и после искусного маневрирования между мелководными каменистыми банками, под прикрытием которых противник чувствовал себя в полной безопасности, потопила у острова Мякилуото вражеский транспорт водоизмещением около 6 тысяч тонн.

Противолодочные корабли в течение 48 часов настойчиво искали лодку, лежавшую на грунте. Началось кислородное голодание, но экипаж не сдался. Оторвавшись от противника, Щ-320 продолжала действовать на вражеских коммуникациях.

5 июля в 5 милях от косы Курише-Нерунг (Курской косы) Щ-320 отправила на дно вражеский транспорт «Anne-Catherine Fritz» («Анна-Катрин Фритцен»), шедший в охранении 2 тральщиков. Четыре часа германские корабли СКР безуспешно сбрасывали глубинные бомбы в месте предполагаемого нахождения Щ-320. Лодка ушла без повреждений.

16 июля в районе мыса Акменьраге (Стейнорт) капитан 3 ранга Вишневский уничтожил торпедами фашистскую плавучую базу «Mosel» («Мозель»).

Победы лодки – это победы экипажа. 7 августа 1942 приказом №49 командующего Краснознаменным Балтийским флотом электрик ПЛ Щ-320 ст. краснофлотец Котиков Василий Спиридонович был награжден орденом Красного Знамени. Очень высокая награда, особенно в первый военный период.

Из наградного листа: «При потоплении 3-х транспортов умело, смело и решительно давал нужные ходы эл. моторам. В момент бомбежки вышел из строя машинный телеграф, т. Котиков находясь в подводном положении заменил проводку машинного телеграфа от центрального поста до 6-го отсека и восстановил его нормальную работу. При всплытии в момент пуска левого дизеля т. Котиков на 25 секунд нашел и устранил неисправность. Во время бомбежки подлодки вел себя мужественно и отважно.

Являясь секретарем комсомольской организации, умело увлекал комсомольцев на боевые подвиги. За мужество и отвагу, отличное использование вверенной ему боевой техники в борьбе с немецким фашизмом ходатайствую о награждении орденом Красное Знамя».

2 августа 1942 командир Щ-320 капитан 3 ранга Вишневский Иван Макарович был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза, но награжден орденом Ленина.

В его наградном листе – боевой путь лодки: «В сентябре месяце 1941 года, после оставления флотом Таллина первым вышел из Кронштадта в Балтийское море преодолев ПЛО противника, минные заграждения и проложив тем самым путь для других подлодок. Умело действуя на сильно охраняемой кораблями противника позиции, утопил транспорт с войсками водоизмещением 8 тысяч тонн, пробывши в боевом походе 45 суток – за что был награжден орденом Красная Звезда.

Зимой 1941-42 г. в тяжелых условиях блокады организовал личный состав на скорейшее окончание механизмов и одним из первых подготовил свой корабль к боевым действиям. В июне 1942 года в исключительно трудной обстановке «белых ночей» и сильного противодействия дозоров противника, вновь, одним из первых вышел для боевых действий в Балтийское море. На пути следования в Финском заливе в стесненном навигационно районе утопил транспорт с войсками и вооружением водоизмещением 8000 тонн и груженый танкер водоизмещением 8000 тонн. Неоднократно подвергаясь атакам катеров и самолетов противника – умело и отважно действуя привел свой корабль в базу, пробывши в походе 47 суток».

23 октября 1942 года за мужество и воинское мастерство экипажа подводная лодка Щ-320 Указом Президиума Верховного Совета СССР была награждена орденом Красного Знамени. Она стала Краснознаменной посмертно.

Теперь место гибели подводной лодки Щ-320 нанесено на карты как воинское захоронение.

Ищите своих близких!

Копии архивных документов находятся в МУ РамСпас. Тел. 8-496-46-50-330 Горбачев Александр Васильевич.

Все материалы по поиску без вести павших на сайте http://gorbachovav.my1.ru/

 

Использованы материалы:

http://www.obd-memorial.ru/html/index.html

http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome

https://pamyat-naroda.ru/heroes/

http://www.moremhod.info/index.php/component/content/article/181?start=13

http://wikimapia.org/32454980/ru/Anna-Katrin-Fritzen

https://vimeo.com/223968700

http://tsushima.su/forums/viewtopic.php?id=9919

 

Категория: Мои статьи | Добавил: ALEXANDRGORBACHEV (13.08.2018)
Просмотров: 564 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]