Главная » Статьи » Мои статьи |
РамСпас поиск. Возвращение ЗИМИН
ИЗ ШИЛОВО. ФРИДРИХСХАФЕН Из Книги памяти Московской обл., т.22-I: Как это часто бывало, при установлении точного места
захоронения солдата выяснилось, что его судьба была совсем другой. Он не погиб
в 41-м, он погиб в 44-м в плену. Из персональной карты пленного: Зимин Василий Федорович, 28.12.1921 г.рождения,
персональный номер пленного «65743». Родился в д.Шилово, девичья фамилия матери
Чуркина. Солдат, служил в «81/46 с/ч», специальность – шофер. В плен попал под
Волковыском 29.06.1941, при пленении раненым не был. Рост 168 см, брюнет,
особых примет не имел. Родственники жили по адресу: «Московская обл., Ленинская
Жел. Дорога, ст. Раменская, п/о Ивановское, д.Шилово». В Красной Армии не было частей с такой нумерацией,
как записано в карте пленного. «81/46 с/ч» - это, скорее всего, 8146 строевая
часть, хотя правильнее сказать «войсковая часть». К сожалению, в справочниках
такой части нет, поэтому сведения о ней пришлось искать среди архивных
документов. Так, в списках освобожденных из плена есть мл.
воентехник Бояршынов, инструктор автодела в/ч 8146, попавший в плен 2.07.41 под
Минском. Хотя истинного наименования этой войсковой части нет, но уже
появляется специальность – автодело, и место пленения – Минск. Значит, такая
часть действительно воевала в первые дни войны на белорусском направлении. А
инструктор автодела мог быть или в учебной части, или в крупной автомобильной
части. В другом списке есть ряд. Нуштаев, который в той же
части служил шофером, а в плен попал 1.07.41 под Белостоком. И еще один список.
В нем запись о военнопленном М.Петренко. Даты и места его пленения нет, но вот
запись «8146 авто/полк» говорит о том, что войсковая часть с условным номером
8146 – это автомобильный полк. Белосток, Волковыск и Минск – это одна ось
наступления немцев, а значит, именно там и пролегал боевой путь полка Василия
Зимина. На начало войны в Западном Особом военном округе было всего три
автотранспортных полка. Они дислоцировались в Минской области, 15-й и 32-й - в
Старых Дорогах, а 30-й в Борисове. На их вооружении было 509 машин ЗИС-5 и 1765
ГАЗ-АА, всего 2274 машины. С началом войны их задачей была переброска резервных
дивизий к местам боевых действий. Из плана действий войск в прикрытии на территории
Западного Особого военного округа: «…3. Для перевозки людей, лошадей и обоза в
распоряжение командира 24-й стр. дивизии выделяется 30-й автотранспортный полк
в составе 240 машин ЗИС-5 и 625 машин ГАЗ-АА; в распоряжение командира 100-й
стр. дивизии - 15-й и 32-й автотранспортные полки в составе 269 машин ЗИС-5 и
1140 машин ГАЗ-АА. Машины прибывают в пункты дислокации частей,
указанных дивизий к 20.00 М-1, оборудованные для людских и конских перевозок». Был ли этот план выполнен? 24-я дивизия
дислоцировалась в районе Молодечно, а 100-я в Минске. В соответствии с Директивой
Генерального Штаба 1941 года №503859/сс/ов 24-я дивизия на 5-й день войны
должна была начать прибывать в Гродно, однако уже 25 июня вступила в бой
в районе Лиды. Удерживала этот рубеж до 29.06.1941, была окружена, из окружения вышла к середине июля. Именно в день
окружения дивизии Зимин попал в плен. Но вот был ли его полк задействован для
переброски дивизии в район Лиды? Неизвестно. Неизвестно также, какие задачи в первые дни войны
выполняли и другие полки. 100-й дивизии переброска к границе не потребовалась,
война сама пришла к Минску. С 26 июня дивизия отражала танковые атаки немцев
уже в районе Минска, контратаковала, отходила.
С началом войны автотранспорта для переброски войск, обеспечения их продуктами, боеприпасами, горючим, для вывоза раненых и доставки в части пополнения явно не хватало. Кроме этого, тыловые базы, расположенные в приграничных районах были либо сожжены и уничтожены немецкой авиацией, либо немцами захвачены. Для обеспечения потребности ведущих бои войск могли быть задействованы и автотранспортные полки. К сожалению, точно установить, где и как мог оказаться Василий Зимин в первые дни войны, уже невозможно. Не вызывает сомнений одно, в плен он попал в белостокском или минском котле. Его машина
могла быть разбита, у нее просто мог закончиться бензин. Тогда водители просто вливались
в ряды отступающей пехоты, воевали как пехота, под ударами немцев разделялись
на мелкие группы. Эти группы, не очень представляя где находятся, прятались по
лесам, пробирались на восток, погибали в стычках с немцами, попадали в плен,
оставались партизанить. Василий Зимин попал в плен. Меньше чем через месяц, уже 25 июля, он был
насильственно привит от оспы и тифа, а значит, в лагерь военнопленных в
Германии он прибыл в районе двадцатых чисел. На его карте пленного стоит штамп
лагеря Stalag 326 и персональный номер «5236», которые исправлены на Stalag VC и
номер «65743». Можно предположить, что через 326-й лагерь он прошел транзитом,
но персональный номер ему присвоили, а в следующем лагере изменили. В лагере Stalag VC Оффенбург (Offenburg), Германия, что
в 20 км юго-восточнее Страсбурга, он пробыл до 16 февраля 1943. Никаких отметок
о направлении его в рабочие команды в этот период нет. 9 февраля 1943 он
направляется в рабочие команды 67010, 67003 Friedrichshafen-Allmannsweiler близ
Фридрихсхафена, которые относились к лагерю Stalag VВ Виллинген-Швеннинген (Villingen),
в связи с чем Зимин в этот лагерь и был переведен. До апреля 1944 там же в Фридрихсхафене он несколько
раз переводился в разные подразделения команды 67003, дважды лечился в
лазарете, возвращался в лагерь, и снова направлялся в рабочую команду. Узник того же лагеря Темкин М.В., работавший в
Фридрихсхафене, вспоминал: «Привезли нас в концентрационный лагерь
«Фридрихсхафен». Это уже был мой третий концлагерь. «Фридрихсхафен» — небольшой концлагерь, который
находился в одноименном городе нацистской Германии. С десяток маленьких
деревянных бараков, по 50-60 человек в бараке. Территория огорожена несколькими
рядами колючей проволоки, по которой проходит ток высокого напряжения. Недалеко
от лагеря, метров в двухстах, находился военный завод, на котором мы работали.
Во время работы за нами наблюдали эсэсовцы, они охраняли нас и следили, чтобы
все хорошо работали; заходили в туалет и выгоняли оттуда заключенных, не давая
там им задерживаться. На заводе работало много гражданских немцев.
Некоторые тайком давали нам сливу, грушу или кусочек хлеба, сигарету. Я здесь работал подсобным рабочим — таскал
доски, железо, ножовкой резал трубы. Очень часто союзные войска бомбили завод. Когда
объявлялась воздушная тревога днем, нас приводили на это время в лагерь. После бомбежки возвращались на завод. Если тревога
объявлялась ночью, нас заставляли ложиться в траншеи, где было проложено
отопление. В траншеях нечем было дышать, и мы еле живыми выходили оттуда, когда
тревога заканчивалась. Однажды ночью налетело очень много самолетов,
бомбили город и заводы, мы были в бараках — спали. Бомбили и наш завод, но
так как лагерь находился с ним рядом, бомбы попадали не в завод, а в лагерь.
Было сброшено много зажигательных и две фугасные бомбы. От зажигательных бомб
загорелись бараки. Заключенные начали метаться по всему лагерю, а эсэсовцы с
овчарками бегали вокруг ограждения. Все бараки и кухня сгорели полностью, но
проволочное ограждение не было повреждено. Много погибло в ту ночь заключенных,
но это эсэсовцев не беспокоило; проволока была цела, никто не убежал, а
это — главное. На следующий день нас перевели в другой лагерь,
который находился от города Фридрихсхафен километрах в тридцати-сорока. На
работу ежедневно нас водили во Фридрихсхафен на прежний завод. Поднимали нас в три часа ночи, строили и пешком вели
километров семь к поезду. Охрана была усиленная, большое количество эсэсовцев с
овчарками. Всю дорогу эсэсовцы били заключенных прикладами. Тех, кто
оступался — били, а того, кто на шаг случайно выходил из строя —
хватали овчарки. Поезд стоит всего несколько минут. За это время заключенные
должны успеть сесть в вагоны. Эсэсовцы избивают всех прикладами, собаки хватают
за ноги, одежду. Минут 30-40 едем поездом, потом выгружаемся, снова строимся и
идем пешком еще километров семь. На завод приходим ровно к восьми и приступаем
к работе. В пять вечера работа заканчивается, и та же
процедура в точности повторяется в обратном направлении. В десять часов вечера,
наконец, возвращаемся в лагерь. Падаем, как мертвые, получаем ужин и тут же
ложимся спать. В три часа ночи снова подъем, строимся и — в
путь, на работу. И так каждый день. Такие мучения выдержать было
невозможно. В одну из ночей снова налетели самолеты, бомбили
город. Нас заперли и не выпускали из бараков. На окна и на двери навели
пулеметы. Бомбили всю ночь. Мы ждали с нетерпением, чтобы
разбомбили наш лагерь. Бомбы ложились везде, а лагерь оставался невредим. К утру, бомбежка закончилась. Весь город
Фридрихсхафен разбомбили, в том числе и завод, где мы работали». В один из таких авианалетов 4 апреля 1944 под
бомбами погиб Василий Зимин. Возможно, это был описанный Темкиным налет, когда
под бомбежку попали бараки лагеря. В карте пленного есть запись, что он был
похоронен на кладбище Фридрихсхафена в могиле №963. Сейчас на кладбище есть
участок захоронения советских военнопленных, но Зимина в списках нет. Может
быть, после бомбежки просто нечего было хоронить. В 18 лет Василий Зимин ушел служить в Красную Армию,
в 19 попал в плен, а в 22 года погиб в плену от бомб союзников. Ищите своих близких! Копии
архивных документов находятся в МУ РамСпас. Тел. 8-496-46-50-330 Горбачев
Александр Васильевич. Все
материалы по поиску без вести павших на сайте http://gorbachovav.my1.ru/
Использованы материалы: http://www.obd-memorial.ru/html/index.html http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome http://www.sgvavia.ru/forum/128-1246-1 http://bdsa.ru/documents/html/donesiune41/41061822.html http://www.warmech.ru/1941war/w-front/wfere3.html http://forum.patriotcenter.ru/index.php?topic=62826.new;topicseen#new
http://www.turizm.ru/germany/friedrichshafen/places/muzej_dirizhablej/ http://militera.lib.ru/memo/russian/tyomkin_mv01/text.html | |
Просмотров: 1463 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |